Найти в Дзене
Туту

Лалибэла: подземные церкви Эфиопии

Оглавление

В небольшом горном городке на севере Эфиопии есть средневековые подземные церкви — беспримерный образец христианской архитектуры и одна из важнейших святынь для местных христиан. Павло Морковкин побывал в церквях Лалибэлы и узнал, откуда они взялись.

Как церкви появились под землей?

Больше восьмисот лет назад Эфиопией правил император Кедус Харбе из династии Загве. У него был младший брат по имени Лалибэла, что в переводе означает «пчёлы признали его власть». Такое необычное даже по эфиопским меркам имя малышу дали за то, что после его рождения над ним роились пчёлы, в чём мама Лалибэлы увидела предзнаменование большого будущего для своего сына. Кедус Харбе, разумеется, не хотел отдавать власть брату и потому посчитал пчёл плохим знаком. Он решил избавиться от Лалибэлы и подмешал тому яд в напиток. Однако у Господа на этот счёт были свои планы. И пока убитые горем родственники готовили обездвиженное тело Лалибэлы к похоронам, Господь забрал его душу, и они вместе отправились путешествовать по Раю. Там Господь показал Лалибэле огромные храмы, высеченные из камня, и объяснил, что тот должен вернуться на землю и построить там такие же.

Фото: Павло Морковкин
Фото: Павло Морковкин

На третий день Лалибэла воскрес, чем немало удивил окружающих. Однако ему всё ещё угрожала опасность, и поэтому Лалибэле пришлось пуститься в бега. Он добрался аж до Иерусалима и побывал там в Храме Гроба Господня. Кедус Харбе продолжал преследовать беглеца, пока в одну из ночей императору во сне не явился Иисус и не велел уступить престол брату, чтобы тот смог построить каменные церкви. Кедус Харбе испугался и позволил Лалибэле вернуться и занять трон. А тот велел высечь из скалы храмы — точь-в-точь такие, какие он видел в Раю. А ещё построил символические могилы Христа и Адама, которые он видел в Палестине. Теперь местные христиане могли совершать паломничество в Лалибэлу, потому что Иерусалим к тому времени как раз завоевали мусульмане, и попасть туда было проблематично.

Фото: Павло Морковкин
Фото: Павло Морковкин

Примерно так выглядит самая популярная, но далеко не самая достоверная история появления лалибэльских церквей. Братья-императоры — персонажи абсолютно реальные, но вот отношения между ними наверняка складывались по-другому. Что до научной версии, то она несколько отличается от эфиопской легенды. По мнению учёных, церкви были построены между седьмым и тринадцатым веками. При том что исторический Лалибэла правил с 1181 по 1221 год. К тому же есть версия, что изначально некоторые из этих строений были административными зданиями, а не церквями. Но для того и нужна легенда — не передавать в точности исторические события, а производить впечатление на верующих эфиопов. Так же как и необычные скальные храмы, к которым с XII века совершают паломничество местные православные христиане.

Фото: Павло Морковкин
Фото: Павло Морковкин

В мире есть множество объектов, высеченных в скалах: взять хотя бы знаменитую иорданскую Петру или церкви Каппадокии. В Индии есть храмовый комплекс Панча Ратас, здания которого представляют собой обтёсанные гранитные монолиты. Даже в самой Эфиопии разного рода скальных церквей — почти две сотни. Но только храмы Лалибэлы высечены не горизонтально, а вертикально — вниз, в глубину скалы.

В Эфиопии есть Православная церковь?

Эфиопия стала одним из первых христианских государств в истории — это случилось ещё в IV веке. Конечно же, никакой Эфиопии тогда не существовало, а на её месте было Аксумское царство, которое считается одним из предшественников современного эфиопского государства. Для Субсахарской Африки это уникальный случай, потому что почти все христианские народы этого региона принимали новую религию после колонизации европейцами.

Фото: Павло Морковкин
Фото: Павло Морковкин

Несмотря на похожее название, эфиопская церковь не имеет ничего общего с православием в отдельных странах Южной и Восточной Европы. Если не вдаваться в религиоведческие нюансы, то это два разных и независимых друг от друга сообщества. Православие, известное нам, появилось — одновременно с католицизмом — во время церковного раскола в 1054 году. Тогда как Эфиопская православная церковь откололась от христианского мэйнстрима в 451 году из-за разногласий в догматике, в частности в вопросах природы Христа. То есть наши православные имеют куда больше общего с католиками и протестантами, чем с эфиопскими тёзками. Эфиопская же церковь, развиваясь обособленно от европейского христианства, вобрала в себя многие обряды иудаизма и ислама. Например, у эфиопских христиан делают обрезание мальчикам, а до недавнего времени делали и девочкам. Эфиопские православные не едят свинину. Их церкви разделены на мужскую и женскую части, и заходить в них можно только босиком.

Фото: Павло Морковкин
Фото: Павло Морковкин

Как посетить храмы Лалибэлы?

Сейчас в Эфиопии нет карантина для прибывающих, но у всех пассажиров должен быть отрицательный результат теста ПЦР, полученный не позднее 120 часов до вылета. Подробнее о правилах въезда в Эфиопию на нашей странице Открытие границ 2020.


Попасть в Лалибэлу нетрудно: 650 километров, отделяющие город от столицы — Аддис-Абебы, можно проехать за полтора дня на не самом комфортном местном автобусе либо перелететь за час на самолёте. А ещё сто лет назад эта дорога занимала несколько дней и была настоящим испытанием веры для паломников.

Туризм активно развивался в Эфиопии до середины 70-х годов прошлого века, когда к власти пришла коммунистическая хунта. В начале 90-х в стране закончилась гражданская война и сменился режим, благодаря чему местная туристическая активность снова пошла вверх. Церкви Лалибэлы всегда считались одной из главных достопримечательностей страны, и туризм стал важным источником дохода для местных. Когда-то небольшой горный городок оброс инфраструктурой в виде отелей, кафе с англоязычными меню и гидов, предлагающих познавательную экскурсию по церквям.

Фото: Павло Морковкин
Фото: Павло Морковкин

Сами церкви расположены группами на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга. На севере находятся пять:

  • Бет Медхане Алем, которая считается крупнейшей монолитной церковью в мире;
  • Бет Марьям;
  • Бет Мескель;
  • Бет Голгота, где находились символические могилы Христа и Адама;
  • Бет Денагель.

Ещё пять расположены на юго-востоке от первой группы:

  • Бет Амануэль;
  • Бет Меркориос;
  • Бет Абба Либанос;
  • Бет Габриэль-Руфаэль;
  • Бет Лехем.

Отдельно на юго-западе стоит церковь Бет Гиоргис. Она самая красивая, лучше всех сохранившаяся, и самая высокая: 11 метров — высота четырёхэтажного дома. Каноничная инстаграмная фотография Лалибэлы — огромный каменный крест, торчащий изо рва — это именно она. Все храмы и дополнительные сооружения: гробницы, катакомбы, пещеры для монахов — связаны системой ходов и туннелей, многие из которых открыты для туристов.

Фото: Павло Морковкин
Фото: Павло Морковкин

Билет для посещения церквей стоит 50 долларов. Это довольно дорого, а для Эфиопии — вообще космическая сумма, но оно того стоит. Впрочем, в этой стране иностранцам в разы дороже абсолютно все достопримечательности. Билет действителен целых 5 дней, хотя обойти все церкви можно и за сутки. Если денег жалко, можно попробовать посмотреть бесплатно: никаких заборов вокруг церквей нет, но по территории ходят контролёры, которые достаточно сильно выделяются пиджаками на фоне одетых в белое прихожан. Можно их просто обходить или попробовать упасть на хвост группе туристов с местным гидом.

Интерьер церквей довольно простой. Особенно по сравнению с «нормальными» эфиопскими храмами, которые обычно обильно украшены росписями. В лалибэльских церквях чаще всего встречаются рельефные изображения на стенах. Грубые полы застелены коврами. Выдолбленные монолитные стены разделяют здания на несколько помещений, а дверные проёмы часто закрыты занавесками.

Фото: Павло Морковкин
Фото: Павло Морковкин

Учёные сходятся во мнении, что эти сооружения не могли быть построены в течение правления Лалибэлы — слишком уж большой объём работы. Но легенда объясняет и это. Днём над храмами трудились строители, которым император платил щедро, даже не торгуясь, а ночью на «стройплощадку» прилетали ангелы и выполняли основную часть работы. Согласно научной версии, церкви строились в несколько этапов. И ещё задолго до того, как в городе возникли христианские святыни, в скалах местные жители выдалбливали небольшие камеры с достаточно высокими потолками и украшенными дверными проёмами. У этой гипотезы есть подтверждения. Например, в зданиях можно увидеть дверные проёмы на втором этаже. Это означает, что изначально церковь была менее высокой, но позже окружающий её ров углубили.

Фото: Павло Морковкин
Фото: Павло Морковкин

И скальные храмы, и предшествовавшие им камеры выдалбливали в самых податливых местах скалы — там, где залегают базальтовые шлаки. Со временем эта мягкая порода начала разрушаться. Уже сейчас у храмов можно увидеть кирпичные колонны и стены, которые построили вместо обветшалых монолитных. Какие-то элементы исчезли навсегда, и об их существовании можно догадаться только по остаткам: например фрагментам колонн, торчащих из земли. Главная проблема — это вода, которая, стекая, пробивает себе русло в мягкой породе. Чтобы защитить храмы от осадков, над пятью из них выстроили укрытия, которые не только портят вид, но и сами становятся разрушающим фактором. Изначально эти навесы планировались как временные, но стоят тут уже двенадцать лет. Этим список угроз для древних памятников не ограничивается — есть ещё растения, животные и бесконечный непрерывный людской поток.

Несмотря на свою популярность у иностранных гостей, церкви не превратились в рафинированную туристическую достопримечательность. Конечно, священник, увидев тебя, уже с радостью попозирует для фото с церковной утварью, чтобы после попросить вознаграждение. Но это никак не умаляет тот факт, что Лалибэла — это живое историческое наследие. Как и столетия назад, днём и ночью круглый год здесь находятся верующие. Потоки молящихся прихожан и иностранцев с фотоаппаратами существуют, кажется, в параллельных реальностях.

Фото: Павло Морковкин
Фото: Павло Морковкин

Туристов особенно много во время важных христианских праздников. Но в эти дни и количество верующих увеличивается настолько, что иностранцы становятся вообще не заметны. Поэтому приехать в Лалибэлу в один из этих дней — достаточно неплохая идея. Вдобавок можно будет увидеть традиционные эфиопские церемонии.

Главные праздники Эфиопской православной церкви:

  • Рождество (Дженна), 7 января;
  • Крещение Господне (Тимкат), 19 января, в високосный год 20 января;
  • Пасха (Фасика);
  • Воздвижение Креста Господня (Мескель), 27 сентября, в високосный год 28 сентября.