В предыдущей статье я остановилась в своем рассказе на том, как Карп и Акулина остались без провизии в глухой тайге с тремя маленькими детьми и надеяться им было не на кого, кроме как на самих себя.
Когда Лыковы осознали все тяготы того, что им предстояло пережить, они стали планировать, как растянуть имеющуюся провизию до сбора урожая, до которого оставался еще месяц. Первое, что сделал Карп - отправился на рыбалку. Накормив семью, он решил проверить, что происходит на старой заимке на Абакане, там, где Аксинья натолкнулась на чужаков. Карп хотел понять, стоит ли ему опасаться новых соседей, смогут ли они раскрыть их тайное убежище. Если мужчина был опытным таежником, то Лыковым следовало срочно уходить на Еринат.
Придя на заимку, Карп увидел, что она снова необитаема, а по следам он прочел, что жили тут люди недолго. Аксинье просто очень не повезло, что она наткнулась на них во время своего визита. Увидев, что заимка пуста, Лыков обошел все лабазы в поисках оставшейся провизии. Единственное, что ему удалось отыскать - немного зерна, сушеной картошки и соли.
Вернувшись в потайную избушку, Лыковы стали решать, как им теперь лучше поступить. Раз опасные соседи съехали, старообрядцы решили остаться на зиму в схроне. Аксинья, несмотря на то, что голод уже стоял на пороге, все же смогла посадить немного картошки, гороха и зерновых. Но, как я уже упоминала, до сбора урожая оставалось еще около месяца и это время нужно было как-то прожить. Охотиться (у Карпа оставалась винтовка еще с гражданской войны) было опасно - выстрелы могли услышать. Единственное, что оставалось в этой ситуации - рыбалка.
Но и тут было не все просто: Акулина не могла помочь мужу, потому что была вынуждена все время находиться с детьми. Младшая, Наталья, только начала ходить, а племянница Марфа так и не могла поправиться. Акулина отпаивала ее травяными отварами, старалась подсунуть самые вкусные кусочки из их скудных запасов, но ничего не помогало - девочка угасала, как свеча.
Поэтому Карпу приходилось брать на подмогу трехлетнего Савина. Пока отец следил за удочкой, малыш внимательно смотрел по сторонам, чтобы вовремя предупредить о появлении чужих. Но посторонних, к их счастью, не было. Судя по всему, та пара наблюдателей, на которую наткнулась Аксинья, не доложили об этой встрече, потому что об этом нет никаких упоминаний в архивах заповедника, тогда как все остальные контакты с Лыковыми в них зафиксированы.
Оставаясь зимовать на Абаканском прилавке, Карп понимал, что, когда ляжет снег, рыбалка уже будет невозможна. Лыков справедливо считал, что с установлением льда на реке по ней могут ходить патрули. И тогда любая лыжня приведет лесников к их убежищу лучше всякой дороги. По этой причине отшельникам нужно было запастись рыбой осенью, до снега, вот почему Карпу приходилось рыбачить каждый день.
За заботами о припасах, а также о дровах на зиму, подошло время уборки. На счастье отшельников, все уродилось на славу, так что голод им больше не грозил. Тем более, что Карп, проживший в этих местах много лет, знал, где зимуют маралы и собирался зимой идти на охоту. Единственное, что омрачало жизнь Лыковых - состояние маленькой Марфы. Она так и не могла встать, Карпу приходилось носить ее на руках. Ей то становилось немного лучше, она могла немножко поесть, а потом опять наступало ухудшение. А в конце сентября малышка истаяла совсем.
Чувствуя огромную вину перед братом, чью семью он не смог уберечь и чью дочку не смог выходить, Карп после похорон решил сходить на могилы родных, чтобы помолиться и попросить прощения. О том, что ждало его на старом погосте, читайте в следующей статье, подписавшись на мой канал.