Найти в Дзене

Свободное падение.

Доброго времени суток, дорогие читатели!

В своей деятельности я временами сталкиваюсь с суицидом. Методов, которые выбирают пациенты, чтобы покончить жизнь самоубийством, большое количество: повешенье, вскрытие вен, передозировка лекарственными препаратами, использование травматического оружия, падение с высоты.

Падение с высоты. Фото взято из Яндекс.Картинки.
Падение с высоты. Фото взято из Яндекс.Картинки.

О падении с высоты мы поговорим сегодня более подробно. В моей практике было не так уж и много вызовов с поводом: «падение с высоты». Я не считаю вызовы к детям, которые из-за невнимательности родителей падают с кроваток, столов, стульев и т.д.

С первым случаем падения с высоты я столкнулась этим летом. Отмечу сразу, что это был несчастный случай, а не суицид. Несчастье произошло на стройке. При выполнении строительных работ один из рабочих не удержал равновесие, оступился и упал, пролетев несколько этажей, приземлившись на пятый этаж недостроенного дома. По приезде на вызов нас встретили строители, и мы поспешили к пациенту. Добраться до пациента оказалось не так уж легко, постройка не внушала доверия, мы преодолевали препятствия в виде строительных блоков и других строительных материалов, которые преграждали нам путь. Строители, кстати, снабдили нас касками и несли наше оборудование, а так же помогали нам перелезать через блоки.

Пациент был в сознании, но был заторможен и отвечал на вопросы не сразу. Со слов пациента он приземлился на спину, и удар пришелся на затылок и спину. При осмотре, внешних повреждении обнаружено не было. При пальпации так же не было обнаружено повреждений. То есть переломов конечностей, тупой травмы живота обнаружено не было. Пациент на момент осмотра жаловался на тошноту, сильную головную боль и боль в грудной клетке. При пальпации переломов ребер обнаружено не было. Давление, пульс, сатурация были в норме. На электрокардиограмме была зарегистрирована только синусовая тахикардия – результат выброса адреналина. Мы с фельдшером начали оказание помощи: обеспечили доступ в вену с помощью катетера, сделали обезболивающее, начали проведение инфузионной терапии и наложили воротник Шанца. Ворот Шанца необходим, так как мы не можем с полной уверенностью сказать при осмотре повреждены ли шейные позвонки или нет. Для предупреждения дополнительной травматизации при транспортировке, необходимо обеспечить неподвижность шейного отдела.

Воротник Щанца. Фото взято из открытых источников.
Воротник Щанца. Фото взято из открытых источников.

Так же для предупреждения дополнительной травматизации при транспортировке, пациента необходимо транспортировать на медицинском щите. Это касается всех случаев падения с высоты – транспортировку данных пациентов производить только на медицинском щите!

Медицинский щит для транспортировки. Фото взято из открытых источников.
Медицинский щит для транспортировки. Фото взято из открытых источников.

В интернете на новостном канале нашла данный ролик. Девушка упала с 4 этажа, видимых повреждений нет. Поэтому сотрудники МЧС решили транспортировать ее на брезентовых, мягких носилках. Такая транспортировка может привести к плачевным результатам. Так как повреждения позвоночника трудно установить без дополнительных методов исследования (МРТ, рентген) и нужно быть крайне аккуратным, ведь при падении с высоты может быть перелом шейного, грудного, поясничного, крестцового позвонков или их смещение. При неправильной транспортировке при переломе, костный отломок может повредить нервы, что очень опасно и чревато парезом конечностей, а при смещении - состояние можно ухудшить, то есть у пациента могло быть частичное смещение позвонка, а при неправильной транспортировке будет полное смещение, что тоже грозит параличом.Пациенты после падения могут просто не почувствовать боли, так как они в этот момент очень напуганы,в их организме происходит большой выброс адреналина - как защитная реакция, которая может скрыть боль от полученных травм.

Вернемся к нашему вызову. Мы попросили одного из рабочих сбегать и попросить щит у нашего водителя, пока мы производили все необходимые манипуляции. Через пару минут мы щит был у нас, и мы готовы были транспортировать пациента к нам в машину. Нам необходимо было с 5 этажа спустить его на первый, преодолев недостроенные лестничные пролеты, бетонные блоки и другие стройматериалы. Четверо строителей без просьб о помощи помогли нам аккуратно переложить пациента на носилки, и после того как мы зафиксировали его ремнями мы двинулись в путь.

Мой главный страх – это высота. У меня подкашиваются ноги, даже когда я встаю на стул, а тут 5 этаж недостроенного здания, куда не повернись, видно на какой высоте мы находимся. Я шла, крепко вцепившись в одного из строителей, и пыталась координировать транспортировку пациента. Рабочим приходилось поднимать щит с пациентом над головой, класть его на бетонные блоки, далее мы перелезали на другую сторону, а двое рабочих двигали щит с пациентом к краю, а остальные перехватывали его и так несколько раз. Оказавшись на первом этаже, я наконец-то выдохнула. У пациента все еще было спутанное, заторможенное состояние, но все остальные показатели оказались в норме. Стоит отметить, что коллеги пациента оказались большими молодцами, они очень переживали за пациента и помогали, как только могли. Дальнейшую транспортировку пациент перенес хорошо. Мы доставили его в многопрофильный стационар, ведь не могли исключить черепно-мозговую травму, закрытый перелом костей таза и позвонков, и передали врачам.

Дальнейшую судьбу пациента я, к сожалению, не знаю, но уверенна, что после лечения и реабилитации с ним все хорошо и он впредь будет аккуратнее.

Следующий вызов произошел со мной пару смен назад, и натолкнул меня на написание данного поста.

Ночное дежурство в самом разгаре и около 2 часов ночи поступает вызов.

Повод: «Падение с высоты (в сознании), М., 32г.

Молча переглянулись с фельдшером. Я ждала самого худшего результата – смерть от полученных травм в присутствии. Водитель включил мигалки (светомузыка – так мы это зовем) и мы ринулись на вызов.

По приезде – в снегу на боку лежал парень, укрытый теплым одеялом. Рядом с ним сидела его пьяная пассия и твердила, что все будет хорошо. Я подошла к пациенту и спросила, что его сейчас беспокоит.

- Я хочу пить.

- И все? Может быть, у Вас что-то болит.

- А, ну да, спина болит.

- На что Вы приземлились?

- На ноги.

Падения с высоты классифицируют по нескольким пунктам.

  1. Прямое падение - тело человека по пути полета не встречает каких-либо препятствий.
  2. Ступенчатое падение или непрямое - тело человека по пути полета ударяется о какие-либо предметы, это могут быть деревья, столбы, оградка и т.д

Так же различают свободное падение – падает только тело человека и несвободное падение - тело человека падает с каким-либо предметом или находясь внутри его, например автомобиль, самолет.

Чаще всего скорая помощь сталкивается со свободным прямым падением. Наш случай как раз можно классифицировать именно так.

Кстати, хочу отметить, что собравшиеся, вокруг люди и его пассия в том числе, не сделали одну очень важную ошибку – не трогали и не пытались сдвинуть его с места. Как писала выше, неправильная транспортировка, так же как и сдвиг с места могли бы привести к дополнительному травматизму. Мы погрузили пациента на щит и понесли к машине, так как осмотр на улице невозможен ввиду холода и отсутствия освещения. В машине я полностью осмотрела пациента и была удивлена тем, что никаких видимых повреждений, а так же переломов конечностей, костей таза обнаружено не было, по крайней мере при первичном осмотре.

При сборе жалоб и анамнеза было установлено, что прыжок был совершен с целью суицида и кроме боли в спине и жажды его ничего не беспокоило. Артериальное давление, сатурация, пульс оказались в рамках нормы, и кардиограмма ничего плохого тоже нам не показала. Если с его жаждой мы ничем помочь не могли, то боль купировать сильнодействующим обезболивающим нам не составило труда. Оказав необходимую помощь и выставив диагноз: «Закрытая черепно-мозговая травма? Сотрясение головного мозга? Тупая травма живота? Смещение (перелом?) поясничных позвонков?» мы доставили пациента в многопрофильный стационар, так как его должны осматривать травматолог, хирург, и нейрохирург, ибо нельзя исключить, и черепно-мозговую травму и травму живота, хоть и пациент на момент осмотра не жаловался ни на голову, ни на живот.

Дальнейшая судьба пациента мне неизвестна, но я была поражена, что после падения с 4 этажа он отделался относительно легко. У моей коллеги незадолго до этого тоже был вызов с поводом: «падение с высоты», но оказавшись на месте, ей осталось только констатировать смерть. Возможно, моего пациента спасло то, что на нем была зимняя одежда, а в организме большое количество алкоголя.

Подводя итог, хочу сказать, если вдруг Вы оказались свидетелем падения с высоты, убедитесь для начала, что вам не угрожает опасность, далее необходимо подойти к пациенту, выяснить его состояние (если он в сознании), но при этом, ни в коем случае не двигать его, а оставить в том же положении и вызвать бригаду скорой помощи, указав всю информацию, которую удалось собрать.

Несмотря на то, что пациенты после падения могут жаловаться только на голову, или спину (как в вышеописанных случаях) или на другие отдельные участки), нельзя исключать закрытые травмы грудной клетки, костей таза, тупой травмы живота, поэтому таких пациентов мы стараемся доставлять в многопрофильные стационары, дабы они были осмотрены врачами разных профилей.

Большое спасибо, что дочитали до этой строки! Буду рада вашим лайкам! Если у вас есть вопросы, то жду вас в комментариях!

Берегите себя! Ваш фельдшер, который пишет!