Найти в Дзене
Lost Art

Уильям Бичи - Георг III и Принц Уэльский осматривают полки (1798) (Погибла при пожаре в 1992 г.)

Парадные портреты, даже если они включают в себя элемент какого-то действия, все же представляют интерес больше исторический, нежели художественный. В них нет никакой глубокой идеи, так как единственная цель таких портретов заключается в прославлении изображенных на них лиц (своего рода иконы для царственных особ). По той же причине бессмысленно искать на таких полотнах следы тонкого психологизма. Как правило, нет в этих картинах и какого-то новаторства, художественного поиска. Но все же парадные портреты могут открывать своим зрителям захватывающий мир, как запечатленный на самом портрете, так и незримо на нем присутствующий в виде реальных историй изображенных людей.

Уильям Бичи был ведущим английским портретистом конца 18 – начала 19 веков, периода, названного Золотым веком английской живописи. Будучи автором безусловно искусных, но сдержанных портретов, он пришелся по вкусу королевской семье, стоящей на страже всего традиционного. В 1793 году Бичи поручают написать портрет королевы Шарлотты. После успешного выполнения этого задания он становится официальный придворным живописцем, что фактически равносильно званию «лучшего художника Англии». В течение следующих нескольких лет Уильям Бичи создал множество портретов членов королевской семьи и ведущих политиков, но самым выдающимся его произведением считается картина «Георг III и Принц Уэльский осматривают полки».

На этой картине изображен король Англии, Георг III, гордо восседающий на своем любимом белом коне Адонисе. Кажется, что любовь Георга к своему коню передалась и художнику: Адонис самый красивый и впечатляющий участник картины. Рядом с королем двое его старший сыновей: будущий король Англии Георг IV, в то время Принц Уэльский, и Фредерик, герцог Йоркский, главнокомандующий Британской армии.

Есть легенда, что в первоначальном варианте Принца Уэльского не было, так как во время создания картины отношения между королем и принцем были натянутые. В качестве подтверждения этой теории предъявляют наброски картины, на которых принц отсутствует. Считается, что добавить принца попросила его мать, королева Шарлотта, чем вызвала гнев Георга III, который, увидев измененную картину, приказал слуге немедленно ее сжечь. Но слуга ослушался указания короля и сохранил полотно до тех пор, пока гнев государя не угас.

Действительно, гордый профиль Принца Йоркского, с поднятой саблей, одетый в выделяющийся на общем фоне черный мундир 10 драгунского полка, смотрится несколько вызывающе. Но сложно себе представить, что среди слуг нашелся такой любитель искусства, который решил незаметно спрятать полотно размером примерно 4 на 5 метров. Да к тому же странно, что после такого самоуправства художника, Бичи остался придворным живописцем.

Царственные особы запечатлены на картине во время воображаемого смотра полков в Гайд-парке: на заднем фоне кавалерия показывает свое мастерство, рядом с королем и принцами – верные генералы. Решительность, величие, гордость, торжество в каждом движении и в малейшей детали. Вглядитесь с эти мужественные лица короля и двух принцев…

Георг III правил без малого почти 60 лет, больше, чем любой другой мужчина на английском престоле. Но последние годы он был королем лишь формально, так как еще за 9 лет до написания картины Бичи у короля начались припадки порфирии, которые сопровождались полным помутнением рассудка. Георг III на 5 лет пережил битву при Ватерлоо, на три года свою любимую внучку, названную в честь его жены Шарлоттой, и на два года саму жену, но все эти события остались неизвестными для сошедшего с ума монарха.

Принц Уэльский (изображенный по правую руку от короля с поднятой саблей) стал королем Георгом IV. На картине ему 36 лет. Он недавно женился на Каролине Брауншвейгской, правда, по его же собственного признанию, спал со своей женой он лишь трижды, из который два раза в первую брачную ночь в сильном подпитии. Сама же Каролина намекала, что будущий король вообще страдал импотенцией и брачную ночь провел у камина, куда упал будучи абсолютно пьяным. Георг IV был одним из самых нелюбимых королей в истории Англии. Его единственная дочь Шарлотта умерла при родах.

Фредерик, герцог Йоркский (на картине на лошади по левую руку от короля), должен был стать следующим королем Англии, но умер бездетным на три года раньше своего старшего брата. В итоге престол занял еще один бездетный сын Георга III, что в итоге привело к восхождению на британский престол королевы Виктории.

Картина «Георг III и Принц Уэльский осматривают полки» хранилась в парадной обеденной зале Виндзорского замка, официальной резиденции Елизаветы II. 20 ноября 1992 года в самом большом жилом замке мира вспыхнул пожар. Хотя огонь быстро распространился по зданию и повредил более 100 его помещений, слаженная работа нескольких сотен человек (из которых только пожарных было почти 250) помогла избежать уничтожения большей части произведений искусства, хранящихся в нем. Единственная картина, которая сгорела, это «Георг III и Принц Уэльский осматривают полки» Уильяма Бичи. Она просто оказалась слишком большой, и ее не смогли вынести из замка.

По итогам пожара Елизавета II начала платить налоги в казну, чтобы покрыть расходы на восстановления замка; замок был восстановлен в еще большем великолепии; а нам осталась малая версия картины «Георг III и Принц Уэльский осматривают полки», хранящаяся Национальном военном музее. Именно ее репродукция здесь и представлена.