Найти тему
Белорус и Я

Наследница "Императрицы Марии" приводила финских солдат в трепет

Оглавление

Память Союзного государства

К 75-летию Победы Постоянный Комитет Союзного государства издал уникальный альбом. В книге представлены 100 раритетов, хранящихся в шести ведущих военно-исторических музеях Беларуси и России

Штыком по нимбу.

Икона из зоны оккупации в Харьковской области.

Эту реликвию в 2002 г. музею передала Светлана Хакимовна Юлдашева. Ранее икона принадлежала ее бабушке — Анне Степановне Филоненко, всю жизнь прожившей в Харьковской области, на хуторе Макариха. Во время войны область попала в зону оккупации.

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. XIX ВЕК
КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. XIX ВЕК

След от немецкого штыка. Для нацистов, в прямом смысле слова, святого ничего не было
След от немецкого штыка. Для нацистов, в прямом смысле слова, святого ничего не было

Как вспоминала уже после войны Анна Степановна, «…фашисты ворвались в хату и начали выгонять нас на улицу, выбрасывали вещи, а икону проткнули штыком…»

«Царь-Пушка №2».

Как связана эта железнодорожная артиллерийская установка с «Императрицей Марией» и крейсером «Измаил»?

В 2001 г. в московский Музей Победы был передан уникальный музейный предмет — транспортер железнодорожный артиллерийский ТМ-3—12 (304,8-мм артиллерийская установка), 1939 г. выпуска, самый крупный из сохранившихся советских железнодорожных транспортеров. Средства массовой информации, освещая данное событие, назвали данную артиллерийскую установку «Царь-Пушкой № 2», по аналогии с «Царь-Пушкой», установленной на Ивановской площади московского Кремля.

ТРАНСПОРТЕР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ТМ-3—12 (304,8-ММ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА). Дальность стрельбы - 44 километра
ТРАНСПОРТЕР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ТМ-3—12 (304,8-ММ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА). Дальность стрельбы - 44 километра

Проектирование железнодорожных установок ТМ-3—12 началось в 1935 г., а производство системы было завершено 1 января 1939 г. При ее создании были использованы отдельные части и механизмы орудийных башен линкора «Императрица Мария», орудия же были взяты из старых дореволюционных запасов, предназначенных для недостроенных линейных крейсеров типа «Измаил».

Во время советско-финляндской войны артиллерийская батарея вела обстрел Выборга, выпустив свыше 150 снарядов. В сентябре 1940 г. БЖ-9 была передислоцирована через территорию Финляндии на полуостров Ханко, где к началу Великой Отечественной войны была создана военно-морская база Краснознаменного Балтийского флота.

Под командованием капитана Н.З. Волновского батарея встретила 22 июня 1941 г. Артиллерийским огнем железнодорожные установки подавляли огневые точки противника, расположенные на близлежащих островах, а также не давали возможность кораблям военно-морских сил Финляндии вести прицельный обстрел полуострова.

До наших дней сохранились все три построенные установки ТМ-3—12. Одна из них находится в Музее Победы, вторая — в Музее железнодорожной техники имени В.В. Чубарова на бывшем Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, третья — на территории форта «Красная горка» в Ленинградской области. Перед эвакуацией гарнизона с базы в декабре 1941 г. ТМ-3—12 были частично демонтированы, а частично подорваны.

В период с июня 1942 по июль 1943 г. финские ремонтники восстановили поврежденные артиллерийские системы. Однако в боях против советских войск они не участвовали. 1 января 1945 г., после выхода Финляндии из войны, батарея была передана представителям СССР и вошла в состав 1-й гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артиллерийской бригады.

Характеристики
Масса 340 000 кг
Калибр 305 мм
Скорострельность 1,8—2 выстрелов/мин
Максимальная дальность 44 км

На Берлин!

Такие Ил-4 бомбили столицу фашистской Германии еще в 1941-м.

В Музее Победы экспонируется бомбардировщик Ил-4 из состава 10-го бомбардировочного авиационного полка 9-й Воздушной армии приморской группы войск, совершивший во время советско-японской войны 1945 г. вынужденную посадку из-за повреждения двигателя. Обнаруженный поисковиками, после реставрационно-восстановительных работ, бомбардировщик Ил-4 18 августа 2004 г. был торжественно передан в музей.

ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ИЛ-4 (ДБ-3Ф).
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ИЛ-4 (ДБ-3Ф).

Всего в 1940—1946 гг. было построено 6877 самолетов ДБ-3Ф (Ил-4) в нескольких модификациях. Являясь основной ударной силой советской авиации дальнего действия, этот самолет внес большой вклад в дело разгрома врага. Уже с первых же дней Великой Отечественной войны части дальнебомбардировочной и морской авиации, имевшие на вооружении бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф, приняли активное участие в боевых действиях, начав совершать бомбардировочные удары по военно-промышленным объектам и аэродромам противника. Так, например, уже 25 июня 1941 г. в результате авианалета бомбардировщиков ДБ-3Ф из состава 207-го полка дальней бомбардировочной авиации на один из аэродромов вблизи Вильнюса были практически полностью уничтожены немецкие истребители Мессершмитт Вf 109. В тот же день в районе Молодечно совершил легендарный подвиг командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитан Н.Ф. Гастелло, направивший свой горящий самолет ДБ-3Ф на скопление боевой техники врага.

В начале августа 1941 г. советское Верховное командование поставило задачу — нанести бомбовый удар по столице Третьего рейха — Берлину с аэродрома Кагул на острове Сааремаа (о. Эзель) в Балтийском море. Командование люфтваффе считало, что мощная противовоздушная оборона Берлина, включавшая в себя 736 зенитных орудий, сотни истребителей, аэростаты заграждения и 160 прожекторов, надежно защищает столицу Германии от ударов с воздуха. Поэтому бомбардировочный удар советских самолетов по Берлину имел большое политическое значение. В ночь с 4 на 5 августа пять бомбардировщиков ДБ-3Ф выполнили разведывательный полет на Берлин.

7 августа группа из 15 самолетов-бомбардировщиков ДБ-3Ф поднялась в воздух. Около часа ночи 8 августа, сбросив бомбы на Берлин, самолеты повернули на север к морю. Только тогда спохватилась ПВО Берлина — включились прожекторы, заработали зенитные орудия, в воздух поднялись немецкие ночные истребители. Однако все советские самолеты благополучно вернулись на базу. Этот налет стал первой подобной операцией советской дальней авиации.

Спустя три дня по столице Третьего рейха был нанесен еще один удар группой самолетов ДБ-3Ф Дальней авиации ВВС. Советские налеты на Берлин в тот период закончились только 5 сентября 1941 г. К этому времени было произведено 10 налетов (90 самолетовылетов), в результате которых было сброшено 327 авиабомб весом по 250 кг и зарегистрировано 32 пожара, потери советской авиации при этом — 4 бомбардировщика. В этих налетах, наряду с самолетами ДБ-3Ф, приняли участие и тяжелые бомбардировщики Пе-8 под командованием Героя Советского Союза М.В. Водопьянова. Десяти летчикам, участникам рейдов на Берлин, было присвоено звание Героя Советского Союза, 13 летчиков получили орден Ленина

Характеристики
Экипаж: 4 человека (лётчик-командир экипажа, штурман (стрелок передней установки), стрелок-радист средней установки (башенный стрелок), стрелок люковой установки)
Длина: 14,8 м
Размах крыла: 21,44 м
Высота: 4,10 м
Максимальная скорость: 430 км/ч
Дальность полёта: 3800 км (с 1000 кг бомб)
Потолок: 8900 м
Вооружение:
2× 7,62 мм пулемёта ШКАС
1× 12,7 мм пулемёт УБТ
максимальная бомбовая нагрузка: 2500 кг
1× 940 кг торпеда 45-36-АН или 45-36-АВ

Удивительное изобретение и трудовой подвиг в блокадном Ленинграде.

Две металлические пластинки, похожие на обычные стельки для обуви. Какая же история связана с этими вещами, если они удостоились чести находиться в витрине музея рядом с кителем Маршала Советского Союза К.А. Мерецкова?

ПЛАСТИНЫ Д ЛЯ ОПОРЫ СТОПЫ НОГИ_
ПЛАСТИНЫ Д ЛЯ ОПОРЫ СТОПЫ НОГИ_

Их владелец, Дмитрий Иванович Забродин, работал на Ленинградском механическом заводе имени К. Либкнехта до первой блокадной зимы 1942 г., когда его призвали на фронт.

Но защищать свой город с оружием в руках Дмитрию Ивановичу пришлось недолго. Два месяца спустя в одном из боев он был тяжело ранен. В госпитале ему ампутировали все пальцы на обеих ногах и признали инвалидом 2-й группы.

Возможности для дальнейшей полноценной трудовой деятельности, да еще в условиях блокадного города, для Забродина, казалось, не было.

В сентябре 1943 г. Дмитрий Иванович вернулся на завод и снова приступил к токарной работе. Простаивать смену за станком оказалось очень тяжело, начались боли в ногах. Ему приходилось постоянно менять положение тела: стоять в полный рост или на коленях на специальной подставке. Тогда-то Забродин и изготовил эти две металлические пластины в форме ступней, с помощью которых увеличил опорную площадь ног, что значительно облегчило ему работу. Более того, вскоре он перешел на ночную смену, намного перевыполняя норму выработки.

И так до самой Победы. Но и после окончания войны он продолжал трудиться на заводе еще в течение сорока лет! Проработав в общейсложности полвека, удостоился многочисленных наград — орденов Ленина и Отечественной войны II степени, медалей «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», Почетной грамоты Наркомата боеприпасов и других.

В 1990 г. Дмитрий Иванович Забродин передал свои реликвии военных лет в дар Музею Победы.

Продолжение следует. Начало: часть 1, часть 2, часть 3

Материал дан в сокращённом виде. Хотите полную версию - пишите в комментариях.

© "Союзное государство", № 11, 2020

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Кто в СССР управлял Гитлером и Муссолини

Белорусского режиссёра, за поиски пропавших без вести солдат, обвинили в шпионаже

Дамская сумочка, которая помогла уничтожить нацизм в Белоруссии

Зал, в котором заживо сгорали советские солдаты, раньше арендовали под офис

В Беларуси действует партизанский отряд

Мужчина нашёл в лесу ржавую коробку. В ней оказалась уникальная кинолента.

Подо Ржевом в день до сих пор находят по 50 солдат

Экипаж Т-34 дрался в окружении 14 дней и ночей

Журавлиная песня ржевского мемориала

Монумент Победы задумали в 1942 году

Красные яблоки на снегу 1944-го…

Раритеты военно-исторических музеев