С английским языком отношения у меня так себе. Как в школе не задалось, так дальше и не продвинулось особо. Отсюда и тайное восхищение людьми, которые не просто разговаривают на английском, а могут смело читать и смотреть фильмы на языке Шекспира и Байрона. Поэтому сегодняшний мой гость, человек, который не понаслышке знает как его надо учить и что делать тем, у кого учеба идет из-под палки - преподаватель английского языка Надежда Маринина.
Надежда, как Вы стали преподавателем английского языка?
Я уже много лет влюблена в английский. Родители привели меня на курсы ещё в детстве, когда мне было 4 года. Английский привлекал меня свободой и возможностями общаться с другими людьми, понимать песни, фильмы и книги. Но я не хотела быть преподавателям, я мечтала о карьере переводчика. Но во время учебы в институте на филфаке, я проходила обязательную практику на курсах иностранных языков. Я попробовала, поняла, что это «мое», я обожаю подростков и взрослых, и осталась там работать. Это было 10 лет назад.
Почему дети учат английский 11 лет, но по итогу, так на нем и не говорят ? Школьная программа не работает?
Это очень сложный вопрос. Пожалуй главных причин у этого несколько. Во-первых, школьная программа. Она рассчитана на среднего ученика и не учитывает особенностей и интересов каждого студента. Некоторые дети более медленные, им нужно объяснять чуть дольше, использовать разные подходы и методы. А позиция школы - не научить детей языку, а пройти программу. И этой программе надо строго следовать, ни шага в сторону. Я убеждена, что школьные учителя были бы рады что-то изменить, но в этой ситуации они сами «узники» системы.
Во вторых, большие классы. Это не продуктивно, потому что учитель не может уделить внимание всем ученикам. А разговорной речи вообще мало внимания уделяется на уроках. Когда в классе столько человек, сложно оценить всех по разговорной части. Потому учителя дают письменный задания, ученики все одновременно пишут и сдают. И у всех оценка в журнале.
Расскажите, пожалуйста, мне, человеку учивший язык из-под палки в школе, как полюбить уроки английского языка?) Какие у Вас есть преподавательские фишки?
Если человек не любит что-то, у этого всегда есть причина. Почему вы не любите английский? У вас был строгий педагог? Вы делали скучные и нелогичные задания? Вы ничего не понимали из объяснений учителя?
Как только студент сможет понять, что же его так напрягает, с этим уже можно работать.
Приведу в пример свою маму: она до сих пор ненавидит и боится дантистов, потому что у неё негативный опыт. Но стоматология сильно изменилась со времен ее юности, и лечить зубы больше не больно. Тоже самое и с английским. Преподавание сильно изменилось за последние годы. Педагоги повышают свою квалификацию, постоянно совершенствуются. Учить язык больше не больно. Главное - правильно выбрать педагога.
Как начать читать на английском? Есть какие-то основы по этому чтению и какие книги для начала могли бы порекомендовать?
Главное - не откладывать и ничего не бояться. Читать на английском можно на любом уровне, не надо ждать, когда у вас будет достаточно, по вашему мнению, знаний. Начните сейчас. Адаптированные книги будут идеальным вариантом. В них текст подобран под уровень английского, поэтому даже если ваш уровень elementary (А2), вы уже можете приступать к чтению. Ее плюс в том, что вы не утонете в незнакомых словах, а в некоторых книгах после какой главы есть еще и упражнения для закрепления материала.
Ваш ТОП-3 книг за последние полгода (и на русском тоже) которые рекомендовали бы к прочтению
«Цифровой минимализм» Кол Ньюпорт. В ней показан здравый взгляд на Интернет. Не надо удалять соцсети и уходить в лес общаться с белками. С ними можно подружиться. В книге автор показывает, почему мы так зависим от инстаграмма, почему переписка с другом - это не общение, и как пользоваться технологиями, получая от них максимум пользы.
«Как говорить с детьми, чтобы они учились» Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Название говорит само за себя. Книга очень насыщена примерами и показывает, насколько родители и учителя неправильно ведут себя с детьми. Из книги я узнала как реагировать на эмоции детей, что наказание не всегда на пользу, а «молодец, хорошо, отлично» - это не похвала, а оценка.
«Внутри убийцы» Майк Омер - отменный триллер-детектив для вечернего отдыха. Сюжет закручен настолько интересно, что не оторваться. В книге есть и маньяк, и нестандартное убийство, и интересные главные герои, которые напомнили мне Малдера и Скалли.
И наоборот - антирейтинг. ТОП-3 которые не понравились
«Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман - у меня сильно бомбило от этой книги. Бесконечные повторения одинаковых мыслей, литры воды, мотивирующая мотивация, много теории, а практики - децл. И самое главное - в книге отсутствует библиография. Если в научной или научно-популярной книге отсутствует библиография, то это ставит всю книгу под сомнение: откуда автор брал все описанные эксперименты, исследования и выводы?
«Исповедь литературоведа» Николай Жаринов. Название книги отражает суть - автор переосмысливает известные произведения через призму собственного опыта. И книга может заинтересовать читателя, если ему интересен сам автор. Осмелюсь предположить, что всем остальным она покажется поверхностной и наполненной напыщенными рассуждениями, банальностями и штампами.
«Сестренка» Кристина Гептинг. В книге поднимается важная тема домашнего насилия, но описано она довольно топорно. Автор взял примеры проявлений домашнего насилия и запихнул в одну книгу. Накидал-накидал проблем, но ни одной из них не решил. Но вместо простора для размышлений, который автор задумывал дать читателю, я получила ощущение, что книгу писали на коленке, и из меня пытаются выбить слёзы.
Что для Вас самое любимое в английском языке? О чем можете говорить вечно?)
Простите за тавтологию, но я могу бесконечно говорить о разговорах. Speaking - моя любимейшая часть в английском. Но обычно ее начинают осваивать в самую последнюю очередь. Изучающим английский либо страшно, либо не с кем разговаривать на английском. Обе эти проблемы решаемы. Английский - это не так сложно, как многие помнят со школы, а очень интересно. На занятиях мы с учениками обсуждаем абсолютно разные темы: мультики, языки программирования, тикток и способы сортировки мусора. Язык - это, в первую очередь, общение. Поэтому, что бы мы не проходили на уроке, будь то чтение, грамматика или аудирование, занятие всегда заканчивается разговорной практикой. В ней ученики могут высказать свою точку зрения о прочитанном и применить пройденную грамматику здесь и сейчас.
Я оставляю ссылку на страничку Надежды и благодарю ее за интервью.
От вас, мои читатели, жду обратную реакцию на сегодняшний пост: лайки, комментарии и подписки!