Найти в Дзене
Artfragment

Домашняя работа: как художники создают повседневные предметы

Оглавление

Мы уже рассказывали, что к 15-летию биеннале перформанса Performa шесть художников сделали арт-объекты, которыми можно пользоваться в  повседневной жизни. Так, Катерина Джебб вместе с Мишель Лами создали поднос, Барбара Крюгер — вазу, а Синди Шерман — зеркало. Они — не первые художники, кто придумывает предметы не только для музеев (хотя и там они будут уместны), но и для дома. Но, пожалуй, больше других в этом преуспел Александр Колдер. Рассказываем, как его тостер нагревал хлеб, а держатель для туалетной бумаги протягивал руку.

— Американский художник Александр Колдер был пионером кинетического искусства. Инженер-механик по образованию, в начале 1930-х годов он начал создавать абстрактные динамические конструкции — «мобили». Кстати, такое название им дал Марсель Дюшан при посещении мастерской американца. Колдер прославился своими мобилями, но помимо них он создал внушительную коллекцию предметов для дома, которые можно было использовать в быту.

Работы Александра Колдера на выставке в Hauser & Wirth Somerset.
Работы Александра Колдера на выставке в Hauser & Wirth Somerset.

— В сентябре 1933 года Колдер вместе с женой Луизой поселились в Роксбери.

Сельский дом 1760 года постройки вдохновлял художника. Так, здесь он создал «Apple Monster» — скульптуру из упавшей ветки старой яблони. А еще, помимо знаменитых работ, которые Колдеру удалось вывести за пределы мастерской, здесь он создал предметы, которыми можно было наполнить новый дом и использовать в хозяйстве — по их прямому назначению.

Александр Колдер в своей мастерской в Роксбери.
Александр Колдер в своей мастерской в Роксбери.

— Художник делал самые разные объекты для дома, но никогда не повторял один дважды.

В Роксбери появились журнальный столик и стулья, подсвечники и пепельница, дверной звонок и даже ковер, который Колдер собственноручно выткал. Внук художника Александр С. Ровер отмечал, что порой, смотря на объекты его деда, сложно разобраться, с чем ты имеешь дело: с произведением искусства, декоративной вещью или утилитарным предметом. Ровер также вспоминал случай, как Колдер расплавил чашу Tiffany, чтобы из полученного серебра сделать погремушку для своей дочери Сандры. «Он не просто творил новое, он переосмыслял назначение отдельных предметов», — рассказывал Ровер.

Предметы для дома, изготовленные Александром Колдером.
Предметы для дома, изготовленные Александром Колдером.

— Чашка Tiffany была не единственным предметом, который получил у Колдера вторую жизнь.

Однажды на вечеринке у одного из бокалов отломилась ножка. Вместо того, чтобы выкинуть испорченную вещь, художник превратил ее в обеденный колокольчик. Внук Колдера рассказывал, что его действительно использовали, причем часто. «Это не были особые случаи — они просто так жили», — вспоминал Александр С. Ровер.

Обеденный колокольчик работы Александра Колдера.
Обеденный колокольчик работы Александра Колдера.

— Колдер близко дружил с Марселем Дюшаном.

Нередко они играли в шахматы. Французский художник был их страстным поклонником, принимал участие в крупных турнирах и чемпионатах Франции, играл по переписке, вел колонку о шахматах в журнале и составил ряд шахматных задач. Для игры с Дюшаном Колдер вырезал специальный шахматный набор. Фигуры в нем были не белыми и черными, а синими и красными.

Шахматный набор работы Александра Колдера.
Шахматный набор работы Александра Колдера.

— В Роксбери Колдер построил небольшой дом для своей матери — после того, как скончался его отец.

Ванну в нем художник оборудовал держателем для туалетной бумаги собственного производства. Он был выполнен в форме руки. Кроме него, Колдер повесил в ванную комнату зеркало, которое тоже сделал сам.

Держатель для туалетной бумаги работы Александра Колдера.
Держатель для туалетной бумаги работы Александра Колдера.

— В 1942 году Колдер дошел до сложных технических разработок.

Он собрал тостер, причем считал, что внешний вид его изобретения выигрывает у тех, что были в массовом производстве. У него была специальная разогревающая тарелка, на которой можно было поджарить хлеб и растопить сыр или масло.

Тостер работы Александра Колдера.
Тостер работы Александра Колдера.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.