В прошлое воскресенье у меня состоялось интересное знакомство. Знакомство с мёртвым французом, который к тому же безумец — но безумство его завораживает.
Антонен Арто — писатель, который считает язык и слова ограничителями мысли, а не её выражением, потому "всё написанное — дрянь". Антонен Арто — театральный деятель, который рушит подмостки и превращает академический театр в первобытный ритуал.
Антонен Арто преуспел в таком нелёгком труде, как страдание — об этом он знает всё; он страдал психическими заболеваниями и несколько лет провёл в психиатрической клинике (и не одной), где он проводил время с интересом: сочинял магические заклинания и рисовал астрологические карты. Депрессия, невралгия, заикание, мучительные головные боли, пристрастия в опиатам, баловство героином — ничто не помешало Арто писать стихи в прозе, киносценарии, заметки о кино, критику и заметки о театре, пьесы, обзоры на несостоявшиеся постановки и оперу, исторический роман, моноспектакль для радио, культурные очерки, письма.
И страдать, и писать Арто начал ещё в юности. Правда, в приступе депрессии он уничтожил свои ранние труды.
Он почти стал солдатом — но приступы лунатизма спасли его от этой участи (вообразить не могу, как могла бы его исказить военная служба).
Конечно же, он увлекался творчеством Артюра Рембо (проклятого поэта), Шарля Бодлера (предшественника проклятых поэтов), Эдгара Аллана По (которого любил нулевой проклятый поэт Бодлер).
Не веря словам и в слова, Арто вооружается такими инструментами изображения, как пространство и жесты, и выражает себя не на бумаге, а на сцене театра и в кино — теперь он актёр (или был им с рождения?)
Сьюзен Зонтаг, которая нас познакомила, писала, что понять Арто можно, но использовать его нельзя.
"Разум — это тело". Так он считал. Антонен Арто мыслил слишком широко и хотел объять в с ё; он желал стереть границы между телом-языком-разумом-духом, избавиться от жанров и прийти к идеальному искусству, которое должно быть, — к искусству единому, к искусству как к всеобъемлющей концепции.
Искусство должно быть жестоким, искупительным; оно должно причинять боль тому, кто его создаёт и тому, кто его поглощает — но так и создатель, и наблюдатель смогут очиститься, совершить акт духовного перерождения.
Антонен Арто мыслил искусство, жизнь, человеческое существо слишком запредельно; едва ли мы готовы (ментально, культурно, физически) к тому, чтобы воплотить идеи Арто в жизнь. У Арто было всё от гения; и ровно столько же — от безумца. Радикальность его взглядов неизбежно обращала гениальность в её двойника, злого брата — сумасшествие; но сам Арто считал подобный поворот естественным.
Если вы имеете достаточное любопытство и смелость попробовать, заглянуть, дотронуться до его более чем авангардного творчества, предлагаю вам пару его работ:
А если просто хочется узнать о неординарной личности, творческом пути и толковании взглядов поэта-писателя-драматурга-актёра-теоретика театра (короче говоря, гения-безумца), советую прочитать статью Зонтаг "Подступая к Арто".