Найти в Дзене
Следы памяти I XX век

Глава 33. Поездка по Охотскому морю, еще покрытому льдами

20 век в воспоминаниях моей бабушки. Начало здесь. Какими же предприятиями владел Дальстрой на своей территории, которая тянулась от Магадана на Запад — вглубь материка, в сторону Якутска на 1042 км. Это до Усть-Неры. Туда была проложена основная трасса Колымы, а от нее на юг пару ответвлений, и на север к Ледовитому океану несколько веток. По берегам рек — золотые рудники (драги), рудники олова и других металлов. Предприятий как таковых, кроме одного стекольного завода да угольной шахты, не было. Всю эту территорию обеспечивал грузовой транспорт, который был своего рода кровеносной системой Дальстроя. Весь транспорт был сосредоточен на шести автобазах, расположенных на основной трассе и соединен селекторной связью. Вот эти автобазы и были лучшими местами для жизни на Колыме. О жизни в этих суровых краях я расскажу подробно. Пока я в Находке, и до Магадана не добралась еще, так как из-за погодных условий, пришлось ожидать пароход 24 дня. Да, самое главное, по всей территории Дальстроя

20 век в воспоминаниях моей бабушки. Начало здесь.

Какими же предприятиями владел Дальстрой на своей территории, которая тянулась от Магадана на Запад — вглубь материка, в сторону Якутска на 1042 км. Это до Усть-Неры. Туда была проложена основная трасса Колымы, а от нее на юг пару ответвлений, и на север к Ледовитому океану несколько веток. По берегам рек — золотые рудники (драги), рудники олова и других металлов. Предприятий как таковых, кроме одного стекольного завода да угольной шахты, не было.

Всю эту территорию обеспечивал грузовой транспорт, который был своего рода кровеносной системой Дальстроя. Весь транспорт был сосредоточен на шести автобазах, расположенных на основной трассе и соединен селекторной связью. Вот эти автобазы и были лучшими местами для жизни на Колыме. О жизни в этих суровых краях я расскажу подробно.

Пока я в Находке, и до Магадана не добралась еще, так как из-за погодных условий, пришлось ожидать пароход 24 дня. Да, самое главное, по всей территории Дальстроя были разбросаны лагеря заключенных, и мужские и женские, много лагерей — сколько их было, трудно сказать. Отдыхаем в ожидании парохода, прохлаждаемся, в полном смысле этого слова, ведь весна на Дальнем Востоке затяжная и холодная, а вот осень — наоборот, затяжная и теплая, даже в сентябре и в октябре можно купаться в море. Ждем, когда подадут пароход.

И вот 26 мая нас привезли на грузовых машинах к причалу. День был пасмурный, моросил дождь. Перед нами стоял совсем не красавец, а довольно большой пароход, больше похожий на грузовой, который назывался «Джурма». Ни первого, ни второго класса на нем не было, а была только палуба и твиндек. Это была нижняя часть парохода, где был один стол с лавками, а по обе стороны от стола — нары в два этажа. Думаю, он был приспособлен для перевозки груза или заключенных, но для ускорения доставки, в Магадан повезли на нем и нас. Мы, конечно, не возражали.

Интересная была посадка на пароход, и, конечно же, сама поездка по Охотскому морю, еще покрытому льдами, но уже не толстым слоем, как в начале мая. До Магадана мы плыли около восьми дней. Посадка на пароход длилась часа три-четыре. Все замерзли, кроме моего сына и еще нескольких мальчишек, которые бегали по причалу наперегонки. Им все было очень интересно.

Раскалывая лед, мы пробирались, наблюдая, по-моему, за тюленями, которые ловко забирались на льдины и с любопытством смотрели на нас. Дети были в восторге. А по ночам — шум волн, плюс качка, храп десятков людей, лежащих почти рядом, да еще треск ломающегося льда, пугал и не давал уснуть. Хороший народ плыл на пароходе, теснясь в твиндеке. Никаких грубостей, никаких обид — только уважение и взаимопомощь. Больше было мужчин – сильных, умных, интересных и культурных.

К концу седьмого дня показались очертания берега, вскоре был виден уже и Магадан — небольшой современный (по тем временам) город с трех-четырех-этажными домами. Город окружали сопки, все в снегу сверху и с зеленью внизу. До самой пристани не дошли, очевидно опасались, чтобы ледокол не разрушил причал, лед был еще толстый. Метрах в трехстах пароход поставили на разгрузку. Тяжелые вещи и детей к пристани подвозили на каких-то машинах-волокушах, а взрослые до пристани по льду шли пешком.

Магаданская бухта широкая, но неглубокая. По правую сторону побережье тянется до Чукотки, и почти нет жилья. По левую сторону самым близким населенным пунктом был город Охотск, тогда еще совсем маленький. В Магадане здания все новые, чистые: красивый театр, большое здание Дальстроя. Учреждений Советской власти ни в городе, ни во всем Колымском крае, ни на Чукотке не было. Я думаю, и жизнь и все дела вершил Дальстрой. И только в 1954 году в области поселилась Советская власть, со всеми райкомами, сельсоветами, прокурорами и всем тем, что необходимо было при Советской власти.

___

Глава 32 Глава 34

Автор: Рахманова Вера Михайловна

©«Следы памяти», Рахманова С.А., Москва, 2020 г. Все права защищены

Следы памяти. Море зимой в Магадане. Фото с сайта canva.com/photos/. Свободная лицензия.
Следы памяти. Море зимой в Магадане. Фото с сайта canva.com/photos/. Свободная лицензия.