Когда мы произносим слово "пилот", у многих перед глазами встает картинка отважного героя в очках и кожаном костюме начала 20-го века. Почему героя? Потому, что самолеты были несовершенными и пилоты в каждом полете действительно рисковали жизнью. Естественно, ни о каком автопилоте и речи не шло, ведь и приборов-то толком не было. А посмотрите на нынешних? Да никакого сравнения! Изнеженные типы в рубашечках, при галстучках и в туфельках на тонкой подошве. Да и летает за них автопилот...
А теперь вспомним с замечательное определение, данное работе современных пилотов: "Полет это непрерывная череда принимаемых решений". Автор - пилот-инструктор с многолетним стажем А. В. Мирошниченко. То есть человек разбирающийся в теме. Где тут хоть слово про непосредственное пилотирование? Нет ничего. А знаете почему?
Вот вам пример - ходить же все умеют? По ровному месту? А ведь это очень непросто! Вам нужно сместить центр масс вперед, выведя его проекцию по оси Y за площадь опоры, далее вы начинаете падать вперед. Тут нужно точно рассчитать момент, выставить вперед ногу опереться на нее, но, не пытаясь сохранить равновесие продолжить смещение центра масс вперед... Подставить, в точно рассчитанные время и место, вторую ногу... И это по прямой! Повороты я даже описывать не возьмусь. Но! Но на самом деле мы даже не задумываемся, что с точки зрения биомеханики это довольно сложный процесс, а просто ходим. Вот точно так же, не задумываясь, осуществляется непосредственно пилотирование. Тангаж больше чем надо? Ручку от себя! Нужно повернуть? Создаем крен и, при необходимости и не на всех самолетах, помогаем педалями. Скорость? Работаем тангажом и РУДами. Это такие же зашитые на уровне рефлексов навыки как и ходьба. Ну, может быть, ходьба по бревну, а иногда и по канату. Но это не так и сложно. Цирковые артисты ходят по канату с легкостью - они учились, тренировались и приобрели эти навыки. Так же и пилоты - если курсанту непросто выдержать все параметры на глиссаде в сложную погоду, то через год полетов тот же парень будет делать это не задумываясь. На это практически не тратится внимание, как и при ходьбе, ноги и руки сами знают, что делать.
А вот голова занята другим. Примерно как при беге через толпу или езде с постоянными перестроениями по загруженной трассе - решаются задачи по выбору оптимальной траектории и скорости (а в авиации еще и высоты и других параметров полета). Включив автопилот можно дать отдых рукам и ногам, но не голове. Автопилот будет вести самолет по некой траектории, но вот выбирать эту траекторию он не умеет. Конечно, в идеальных условиях все просто, но в реальности жизнь постоянно подкидывает задачки - то УВД начинает векторить когда это неуместно, то на заходе позади тебя оказывается большой боинг и надо не позволить ему тебя догнать, то грозы встают на пути... Даже при полете на эшелоне возникают вопросы - попали в болтанку, что делать? Набрать, снизиться или не менять высоту? Включать табло "пристегните ремни" во время обслуживания? На взлете/посадке различные решения принимаются практически каждую секунду. Именно в этом работа и заключается, а непосредственное пилотирование это так. Оно может быть, может не быть...
Так что... Автопилот способен разгрузить экипаж, сделать его работу более комфортной, но не более того. Летать без экипажа самолет не умеет. В конце концов, пилотам платят не за героическое преодоление трудностей и ручное пилотирование, а за то, что они ВСЕГДА ГОТОВЫ к любому развитию ситуации. В новости попадает хорошо если одна десятая часть всех инцидентов, а то и меньше. И экипажи справляются. Незаметно для пассажиров и журналистов. Когда нет, вот тогда действительно - попадают в новости. Например, кто из вас знает про случай с самолетом А320 Virgin Australia VH-FNP 12 сентября 2015 года? Только честно? А ведь этот VH-FNP пытался проделать ровно то же самое, что через несколько лет сумели сделать два Boeing 737MAX - спикировать в землю и угробить себя, экипаж и пассажиров. Но ему этого сделать не дали, заглючившая из-за проблем с датчиками углов атаки автоматика была отключена и самолет был успешно посажен в том самом ручном режиме Direct Law. То есть, как оказалось, летать вручную, без помощи автоматики современные пилоты все-таки умеют. И еще. Не забывайте, в мире существует очень большое количество аэродромов, где сесть иначе как вручную не получится. И ничего, никто на это не жалуется. Вот так.