Хотите посмотреть необыкновенно красивое "Лебединое озеро" в виде фильма-балета? Почитайте этот обзор, вдохновитесь и вперед!
Стала писать эту заметку я оттого, что никак не отпускал меня главный балет всех времен и народов «Лебединое озеро». Написав две статьи, связанные с ним (ссылки будут в конце) и для разнообразия отвлекаясь на другие темы, я поняла, что сильно отвлекаться «озеро» и не позволяет )) Пусть будет «троица». Порассуждаем пожалуй о самом популярном фильме-балете «Лебединое озеро» в Интернете – Ленфильм, 1968 г., режиссеры Аполлинарий Дудко и Константин Сергеев. Почему я его назвала самым популярным в Интернете? Потому что оно предлагается мне в ленте даже когда я и не гуглю ЛО, а если гуглю – так вот он, этот фильм, в первую очередь предлагается.
Бывший танцовщик, Константин Михайлович Сергеев (1910–1992) в то время был главой балета всея Ленинграда – главным балетмейстером государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинского).
Уже забрали на работу в Москву, можно сказать, конкурента Сергеева – талантливого балетмейстера Юрия Григоровича. Уже поставил Сергеев свои редакции-возобновления трех классических балетов – «Лебединого», «Спящей» и «Раймонды». Уже был у него опыт постановки фильмов-балетов. В некоторых источниках можно встретить утверждение, что этот фильм – экранизация редакции Сергеева, но это не совсем так, отличия есть, и ниже я укажу какие. Его можно условно назвать второй редакцией Сергеева.
На главные роли Сергеев определил талантливую молодежь из своего театра – Елену Евтееву (21 год) и Джона Марковского (24 года). Не ленинградцем и более опытным, в т. ч. в кино, был только Ротбард – знаменитый чеченский танцовщик как балета, так и народных танцев-миниатюр Махмуд Эсамбаев, который в представлении особо не нуждается.
Центральная фигура в классическом балете – конечно, балерина.
Есть серьезные основания думать, что советская публика не насладилась этим балетом. Зритель с Кинопоиска вспоминает:
Наслышана была про этот фильм с детства: дескать, сняли умопомрачительной красоты постановку балета, и то ли на «полку» положили, то ли за границу продали, в общем, народу так и не показали.
https://www.kinopoisk.ru/
Как бы это проверить, думаю, ибо слышу впервые. Косвенным подтверждением может послужить вполне официальный советский источник: энциклопедия «Балет» 1981 года. В ее статье «Балет и танец в кино» содержатся исчерпывающие (без «и др.») списки записанных в СССР на пленку балетов, а нашего фильма 1968 г. – нет. Уж явно неспроста! Косвенно что что-то с фильмом было не так подтверждает и то, что он все же получил зарубежную (не нашу) награду - гран-при международного кинофестиваля балетных фильмов в Италии (Генуя).
Время то было уже несомненно золотое. Уже осуществлялись (с 1956 г., после падения "железного занавеса") зарубежные гастроли Bolshoi Ballet и Kirov Ballet, уже записал (в 1964) Юрий Визбор свою песенку, где
Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета,
Мы впереди, говорю, планеты всей,
Мы впереди планеты всей!
Поняв, что фильм был из периода золотого, приступим к его обзору. Это настоящий фильм-балет, а не запись спектакля. Длительность небольшая и сокращенная – 1 ч. 18 мин. против 2 часов полного спектакля (не считая антракта). И вот что вошло в это время.
Начинается фильм непривычным для большинства версий прологом – как девушку заколдовывает Злой Гений.
В 1953 г. эта идея пришла в голову балетмейстера театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Владимира Бурмейстера, и он ее осуществил в своей версии. Здесь хореография своя, а идея – та же. Это идет из того недостатка балета XIX века, что в нем тогда и не требовалась чтобы все было «в кадре», что-то было и по умолчанию, «за кадром», только в программке. В театральной редакции Сергеева, идущей и сейчас Мариинке, пролога нет. Но в фильме побороться с этим недочетом времен создания (1877) можно.
Первая, чрезвычайно оптимистичная по музыке сцена, показывает принца в кругу друзей, придворных, наставника и шута, которые поднимают бокалы и веселятся по случаю дня его рождения. Исполняется вальс, тот же, что и в театральной редакции Сергеева. Как я люблю оптимистичную музыку 1-го акта! «Светлый, бодрый и могучий Чайковский» – как говорил о ней друг композитора Г. Ларош. Через некоторое время в мажор врывается нотка задумчивого напевного минора. Сергеев, в театре делавший редакцию постановки Петипа–Иванова, сделал ее очень близкой к оригиналу. А в фильме он пошел несколько иным путем: включил в него ряд фрагментов из оригинальной партитуры Чайковского (и, соответственно, первой постановки). Первый такой фрагмент – это andante sostenuto, которое и по сей день редко где можно услышать (с 10-й минуты на видео). Он его вернул из забвения не первым – еще когда Сергеев танцевал, в 1945 г. Федор Лопухов поставил в Ленинграде свою версию ЛО с использованием и ее:
Лопухов восстановил в трио эпизод andante sostenuto, посвятив его экспозиции образа героя. С тех пор и пошло название – «песнь принца». Раздумье, томление, влечение к чему-то неведомому, предвещающее дальнейшие события, — все это выражено в чисто танцевальном образе.
Эти слова балетоведа Ю. Слонимского вполне можно отнести и к этому фрагменту фильма-балета. Музыка эта кстати – часть па-де-труа, но само оно, как это не раз бывало в фильмах-балетах, в сюжет не вошло.
Веселье после эпизода задумчивости принца продолжается. Завершается веселье танцем с кубками – полонезом (тем же, что и в театре).
2-я, лебединая картина – это отредактированная версия лебединого акта Льва Иванова. Многие постановщики его немного корректировали в соответствии со своим режиссерским замыслом и своим видением, оставляя при этом основу в целостности. В фильме нет вальса лебедей, весь этот большой эпизод – па д`аксьон – сокращен.
Поклявшись Одетте в верности и простившись с ней, Зигфрид как на крыльях летит домой… видя мать, так и хочет ей рассказать, но увы, не время – бал, сходятся гости. В начале бала балетмейстер ставит еще один подзабытый музыкальный эпизод – танец карликов во главе с шутом. А далее на сцену выходят девушки, которых владетельная принцесса пригласила, чтобы сын выбрал себе из них невесту. Вальс невест (и Зигфрида) – замечательный драматургический эпизод. Но, кстати, начиная с первых постановок, я не очень понимаю костюмного решения: почему они должны быть одеты одинаково, в белое, а то и с вуалями (чуть не фатами)? Такое "в лоб" что невесты. Потому что влюбленному Зигфриду все нелюбимые девушки кажутся одинаковыми? Возможно. Но у нас свои глаза, зрителя, мы смотрим картину извне и в целом. Поэтому мне больше нравится идея Юрия Григоровича, что невесты – девушки разные, разных национальностей, демонстрирующие свои таланты в национальных танцах. Просто цветник красавиц – но Зигфрид все равно не соблазняется ни одной из них.
После потрясающе эффектного выхода Одиллии и Ротбарда в развевающемся плаще, по мановению которого люди то появляются, то исчезают, киноверсия идет во многом по спектаклю в редакции Сергеева, в котором много от Петипа и Иванова. Вот Ротбард выпустил танцующих испанский танец (хореография А. Горского), мазурку (польский). Неизбежные жертвы фильмов-балетов, которые видимо не могут быть двухсерийными: пришлось пожертвовать неаполитанским танцем и венгерским, а русский и до этого не исполнялся. Потом Ротбард сам танцует соло, кстати, под тот же фрагмент музыки, под который он потом будет танцевать и у Григоровича. Черное па-де-де, где Евтеева великолепна. И где прямым кинематографическим методом показано, что Зигфрид видит не только черного лебедя, а и белого. 32 фуэте, снятые с верхнего ракурса. И развязка без появления Одетты в облике лебедя – ясно и без этого.
Четвертая, лебединая картина, в фильме очень отличается от таковой в театре. Балетмейстер опять пошел по пути постановки танцев на прежде не использовавшуюся музыку из ЛО. Таким образом, выброшены вставные «Вальс-безделушка» и «Немного Шопена», а вместо них поставлены танцы на медленный «Танец маленьких лебедей» (№ 27 в партитуре) и Andante con moto из неисполняемого па-де-сис (№ 19) - танец прощания и прощения.
Борьба с появившимся Злым Гением решается опять же, как и в театре, физическими средствами. Но все же не пересскажу подробно, хоть и вариантов финала «Лебединого озера» довольно немного. Должна ж остаться интрига. Смотрите, делитесь впечатлениями! ))