Найти тему

История развития вышивки. Часть 3: эпоха Возрождения

Оглавление

Приветствую всех заглянувших рукодельниц!

Меня зовут Татьяна. Это мой канал о вышивке крестом. Этим хобби я "болею" еще со школьной скамьи)
На этом канале я буду делиться с вами продвижением по выполнению своих работ, своими рукодельными планами, а также новинками в мире вышивки и интересными вещами
Добро пожаловать!

Это третья часть цикла статей об истории вышивка.

Первая часть: Античность
Вторая часть: Средневековье

Сегодня поговорим об эпохе Возрождения

На рубеже XVI-XVII веков в сборниках, или альбомах орнаментов для вышивки все чаще находят отражение собственные решения немецких художников, свидетельствующие о богатейшей фантазии мастеров. Наряду с образцами с нарисованной сеткой в них входят орнаменты для вышивки ришелье и популярного в то время игольного кружева ретичелла, а также свободные узоры для шитья по шелку и золотого шитья.

Некоторые сюжеты и узоры были особенно характерны для вкусов того времени: изобилие фруктов, цветов, излюбленные мифологические образы. Чаще всего, вышивка выполнялась красным, голубым, коричневым или зеленым шелком на тонком льняном полотне, с применением самых разных швов.

Вышивкой украшалось столовое и постельное белье, подушки, носовые платки, предметы одежды: воротнички, фартуки, перчатки, головные уборы и т.д. В альбомах начала XVII века очень видна страсть к украшательству.

Установившиеся торговые отношения Венеции, Генуи и других итальянских городов с азиатскими народами быстро вновь развили вкус к богатым украшениям в странах юга Европы. Особенно славились вышивки миланские, лукские, венецианские и генуэзские. В эпоху Возрождения, когда при великолепии двора Лоренцо Медичи дан сильный толчок развитию всех видов искусств, вышивка достигла высокой степени совершенства. Лучшие художники делали рисунки для вышивки, сам Рафаэль интересовался этим искусством.

-2

Испанцы, подражая итальянцам, также достигли большого искусства в вышивке; о чём свидетельствуют некоторые вышитые картины и вышивки со священною целью, сохранившиеся во многих музеях и коллекциях. Между ними особенно замечательна картина, изображающая Адама и Еву, в музее Клюни и церковный аналой, подаренный Карлом V монастырю св. Юста (St. Just), куда он удалился в последние годы жизни и где он умер в 1558 году. Эта вышивка находится в коллекции Spitzen.

Следует заметить, что долгое время в одной Саксонии исполнялось вышивание белой нитью по белым тканям (broderie blanche).

-3

В остальных государствах почти исключительно вышивали по сукну или шёлку золотыми, серебряными, шерстяными и шёлковыми нитками.

Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступными, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан в Кёльне в 1527 году Пьером Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений.

-4

чЗаметив это, некто Жан Робин (Jean Robin) вздумал устроить специальный сад для этой цели и стал в нём разводить редкие растения. Его затея имела успех; вскоре его цветочное заведение куплено Генрихом IV и стало называться «королевским садом». В 1626 году учёному Гюи де ла Броссу (Guy de la Bross) пришла мысль воспользоваться этим садом с его многочисленными растениями для научного обучения студентов-медиков. Так был основан первый ботанический сад (Jardin des Plantes) с его музеем естественных наук: вышивка косвенным образом оказала помощь и услугу науке.

Многие знаменитые женщины во Франции были искусными вышивальщицами: Екатерина Медичи, окружённая своими дочерьми, их кузинами де Гиз, Мария Стюарт, де Ментенон. Последняя ввела преподавание этого искусства в женской школе St.-Syr, ею основанной. Мария-Антуанетта также много вышивала, особенно по канве мелким швом (au petit point).

Постепенно вышивка крестом отступает на второй план, впрочем как и кружевные узоры. Много орнаментов предназначается исключительно для строчевого шитья швами типа “назад иголку”, тамбурным и т.п.

Целое столетие, с 1523 по 1626 годы, почти ежегодно выходили новинки — альбомы вышивки. Но затем их печатание резко сократилось. Нищета и нужда военных лет ставили другие задачи.

Понравилось - ставьте лайк!

Рада видеть Вас на своем канале!

До скорой встречи!