Капризы из вредности достигают своего расцвета в период знаменитого кризиса трех лет, о котором мы еще подробно поговорим. Однако и любой другой возраст от таких проявлений не застрахован, в особенности если кризисный период был пройден неудачно и у ребенка негативизм и строптивость уже закрепились в качестве апробированных поведенческих сценариев. Чуть что не так, дитя разражается рыданиями, нередко к звуковым спецэффектам добавляется видеоряд: катанье по полу, стук кулачков по паркету/маме/папе/витрине магазина, швырянье вещей в пространство…
Редкий родитель может бесстрастно досмотреть сей спектакль до конца. При всей своей реалистичности это спектакль, поскольку любые рыдания на тему «А я хочу так!» по сути своей — наиболее мощная манипуляция на свете.
А раз мы понимаем, что это именно манипуляция, будем вести себя грамотно. Есть несколько правил поведения родителя в случае детской истерики.
Во-первых, изъять дитя из ситуации: вывести из магазина, вынести на свежий воздух, выйти в отдельную комнату — в зависимости от того, где «давали комедию». Смена обстановки — это сам по себе сильный переключающий фактор, плюс не будем забывать о втором важнейшем моменте: истерика всегда закатывается ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ. Если таковых не имеется — рыдания и битье головой об пол быстренько прекращаются: ни один ребенок в здравом уме не станет развлекаться так наедине с собой. Ну а зрители и их реакция — это как дрова для костра: любая реплика, сочувствующая или же осуждающая, — это топливо, которое сделает истерику громче и дольше. Так что уходим по возможности в безлюдное место, даем попить воды или умыться (это и отвлекает, и дает возможность успокоиться) — и там пережидаем.
Во-вторых, не внушать никакого воспитательного текста в момент истерики: вы сами-то, когда рыдаете, сильно ли прислушиваетесь к увещеваниям окружающих, а уж тем более может ли вас успокоить обвинительная речь? Правильно, не может, все будет еще хуже. Так же и у детишек. Дождитесь, пока буря утихнет, — вот тогда и устраивайте разбор полетов.
Ну и третье правило — самое главное: эмоционально подпитывая и тем самым поощряя позитивные поступки, мы получаем позитивные же поступки; эмоционально подпитывая и тем самым поощряя негативные поступки — получаем негативные поступки. Для психики ребенка все равно, ругаете вы его или хвалите, важен, так сказать, не вектор, а модуль, т.е. интенсивность. Чем сильнее, эмоциональней ваша реакция, тем больше она закрепляется в сознании и тем больше искушения у ребенка ее повторить — ведь такое внимание! Такой успех! Мама так кричала! А с таким перекошенным лицом я вообще ее ни разу не видел!
Поэтому — реагируем эмоционально только на правильные, желаемые поступки ребенка. Негативные — игнорируем, твердо, но без экспрессии сообщая при этом, что «пока ты так ведешь себя, я общаться с тобой не хочу и не буду». И не общаемся. Убежденность в правильности своих действий и последовательность в данном случае — это наше все.
Еще больше интересных советов вы найдете в книге "Назло маме отморожу уши: читаем детские капризы", Наталья Царенко.
#капризный ребенок #воспитание ребенка