Доступность методов лучевой диагностики для клиницистов в настоящее время довольно высока. Это обуславливается непрерывным развитием и широким внедрением в клиническую практику лучевых методов обследования, а также оборудования, необходимого для проведения этих исследований.
Ввиду модернизации системы здравоохранения в нашей стране с акцентом на первичное звено, актуальность прямого «диалога» терапевта и/или врача общей практики с лучевым диагностом возрастает с каждым днём. Именно врач первичного звена, а не узкий специалист, должен находиться в постоянном контакте с рентгенологом, поскольку в подавляющем большинстве случаев обращение пациентов к узкому специалисту, минуя первичное звено, невозможно.
В этой связи общество «Амбулаторный врач» инициировало уникальный научно-образовательный электронный проект «Лучевая диагностика для терапевтов». Его главная задача – обучение врачей первичного звена надлежащей верификации результатов лучевых методов диагностики наиболее распространённых внутренних заболеваний и патологических состояний в общеврачебной практике. Наряду с этим зрители проекта получат перечень конкретных показаний для назначения тех или иных методов лучевой диагностики своим пациентам.
Мы побеседовали с научным руководителем «рентгенологической» части этого проекта – главным специалистом по лучевой и инструментальной диагностике ДЗ Москвы профессором С.П. Морозовым.
- Сергей Павлович, каковы ваши впечатления о первом вебинаре в рамках проекта «Лучевая диагностика для терапевтов»?
- Как это всегда бывает, совместные мероприятия с профессором А.Л. Вёрткиным отличаются оригинальностью подхода, максимально практической ориентированностью и искренним интересом зрительской аудитории.
Да, в рамках этого проекта наши зрители находятся «по ту сторону экрана», однако их активность в чате трансляции, количество задаваемых вопросов и благодарных отзывов красноречиво свидетельствуют о неподдельном интересе. Очень надеюсь, использование наших рекомендаций не будет отложено «в долгий ящик», и врачи первичного звена начнут их применять на практике в самое ближайшее время.
- Насколько, по вашему мнению, концепция РОО наша концепция «Специалист – терапевту» подходит для интерактивного образования врачей первичного звена?
- В том, что образование врачей становится более доступным, львиная доля принадлежит интерактивным формам. Проект «Специалист – терапевту», с моей точки зрения, – оптимальный формат для изучения врачами первичного звена той или иной клинической области. Зрители получают информацию из уст ведущих экспертов, а последние в свою очередь благодаря модерации профессора А.Л. Вёрткина излагают материал в объёме, необходимом для терапевта, не перегружая тем самым зрителя нюансами своей специальности.
Онлайн-формат имеет ряд преимуществ: получать знания можно, что называется, на месте. Поддержание себя в правильном информационном пространстве – одна из наиболее, на мой взгляд, важных составляющих для соответствующей врачебной подготовки. Наряду с этим в чатах трансляций происходит неформальное общение между врачами из разных регионов, что только повышает качество учебного процесса.
- Если московские поликлиники в общем и целом хорошо оборудованы в отношении лучевой диагностики, то как выстраивать диалог терапевту с рентгенологом в регионах?
- Абсолютно так же. К сожалению, сразу и повсеместно современное оснащение возникнуть не может. Хочу заметить, что поликлиники в ряде субъектов РФ располагают, если не оптимальным, то удовлетворительным «арсеналом» рентгенологической техники. Кроме того, существует человеческий фактор, и надо находить общий коллегиальный язык. Врачи лучевой диагностики открыты для коллег и всегда с удовольствием оказывают клиницистам всевозможную помощь со своей стороны.
А оборудование обязательно появится. Это вопрос времени. Относительно небольшого, с моей точки зрения.