Парамаханса Йогананда, монах, йог и гуру из Индии, которого называют "отцом йоги на Западе", родился 5 января 1893 года. Главный ученик Бенгальского йога гуру Свами Шри Юктешвар гири, он прожил свои последние 32 года в Америке, чтобы распространить учение йоги на Запад, доказать единство между Восточной и Западной религиями и проповедовать баланс между Западным материализмом и индийской духовностью. Умер он 7 марта 1952 года, оставив после себя множество последователей. Он познакомил миллионы людей с медитацией и крийя-йога через свою организацию "Стипендия по самореализации "(SRF) / "Общество йогода сатсанга "(YSS).
Фронтмен Yes Джон Андерсон был представлен йогу Парамаханса Йогананда барабанщиком King Crimson Джейми Мьюиром на свадебном приеме у Билла Бруфорда 2 марта 1973 года. Они немного поговорили, и Андерсон, так сказать, проникся. Вероятно, он и раньше увлекался восточной философией, но общение с живым йогом произвело на него неизгладимое впечатление.
Во время японского турне группы в марте 1973 года Андерсон прочитал сноску в автобиографии Парамахансы Йогананды, которая описывает четыре корпуса индуистских текстов о различных областях знания, коллективно названных шастрами: Шрути, Смрити, Пураны и Тантры.
Шрути - на санскрите означает "то, что слышно" и относится к корпусу наиболее авторитетных, древних религиозных текстов, составляющих центральный канон индуизма. Шрути включает в себя четыре типа встроенных текстов - Самхиты, Упанишады, Брахманы и Араньяки.
Смрити - буквально "то, что помнят", - это совокупность индуистских текстов, обычно приписываемых некоему автору, традиционно имеющие форму текста, в отличие от Шрути (ведической литературы), считающейся анонимной, придания, которые передавались устно через поколения и только потом фиксировались.
Пурана - буквально означает "древний, старый", и это обширный жанр индийской литературы, посвященный широкому кругу тем, в частности различным легендам и другим традиционным знаниям.
Тантры ("ткацкие станки" или "плетения") относятся к многочисленным и разнообразным писаниям, относящимся к любой из нескольких эзотерических традиций, уходящих корнями в индуистскую и буддийскую философию.
Прочитанное настолько завладело умом Андерсона, что он решил написать посвящённый Шастрам альбом. Андерсон вспоминал, что он "был поглощен" идеей концептуального альбома, "четырехчастного эпоса", основываясь на четырех текстах, хотя позже он признался, что не совсем понимает, о чем, собственно говоря, эти Писания.
Андерсон получил дальнейшее разъяснение текстов из разговора с Верой Стэнли Олдер -мистике, художнике и авторе духовных книг, которые оказали на него глубокое влияние.
Идея понравилась гитаристу группы Стиву Хау, и они вдвоем разработали музыкальные темы и тексты песен альбома. Вместе они использовали свободное время между концертами, чтобы проводить сессии в своих гостиничных номерах, освещенных свечами, делясь идеями, которые соответствовали концепции альбома. В результате всё это оформилось в четыре трека, посвящённых четырём Шастрам. Каждый трек занимал целую сторону пластинки, в результате чего альбом получился "двойным".
Однако, идея нового альбома была негативно воспринята клавишником группы Риком Уэйкманом, который не согласился с его структурой и придуманной концепцией, чувствуя себя неспособным внести свой вклад в написание музыки. Он говорил, что группа отважилась на "авангардный джаз-рок, и мне нечего было предложить". Дело было в том, что материала не хватало на четыре 20-ти минутных трека, и приходилось много импровизировать. А Уэйкман это, как ни странно, не любил.
Yes собралась в студии Manticore в Фулхэме, принадлежавшей тогда группе Emerson, Lake And Palmer, чтобы начать репетиции и разработать материал, который наметили Андерсон и Хау. В конце концов, группа обосновалась в лондонской Morgan Studios, где был наикрутейший, по тем временам, 24-трековый магнитофон фирмы Ampex, который позволял делать множество наложений. На аранжировку, репетиции и запись альбома ушло целых пять месяцев. Студийное время Yes обошлось в 90 000 фунтов стерлингов.
Во время записи Уэйкман все больше разочаровывался в альбоме и проводил большую часть времени за выпивкой и игрой в дартс в баре студии. Он также проводил время с Black Sabbath (которые записывались в по соседству), играя на синтезаторе мини Муг на их треке "Sabbra Cadabra". Уэйкман не принял денег за свой вклад, и музыканты заплатили ему пивом.
Альбом был выпущен в Великобритании 7 декабря 1973 года, в США - 9 января 1974. Он достиг 1-го места в британском альбомном чарте в течение двух недель, и 6-го места в американском чарте Billboard Top LPs. ''Tales From Topographic Oceans'' был сертифицирован золотым в Великобритании 1 марта 1974, а в США 8 февраля 1974. Там он разошелся тиражом в 500 000 экземпляров.
Критика приняла альбом не слишком тепло. Его называли даже "большим разочарованием" и "космическим обманом", якобы его концепция "слишком тупа для рок-альбома". Однако, по прошествии многих лет всё стало на свои места. Оглядываясь назад, Брюс Эдер из AllMusic считает, что альбом содержит "некоторые из самых возвышенно- красивых музыкальных отрывков, когда-либо исходивших от группы, и развивает большую часть этой музыки способами, которыми можно только восхищаться."
Джон Андерсон - ведущий вокал, акустическая гитара, перкуссия.
Крис Сквайр - бас-гитара, бэк-вокал.
Стив Хау - электрогитары, акустические гитары, электроситар, бэк-вокал.
Рик Уэйкман - клавишные инструменты.
Алан Уайт - барабаны, перкуссия, бэк-вокал.
К каждой композиции Андерсон написал комментарии, которые я здесь приведу. Описывать саму музыку не вижу смысла, настолько она всеобъемлюща.
1. "The Revealing Science of God - Dance of the Dawn" - посвящается Шрути. Согласно Андерсону, здесь мы можем увидеть "вечно открытый цветок, в котором возникают простые истины, и при этом исследуются сложности и магия прошлого и то, каким образом нам не следует забывать песню, которую оставили нам для прослушивания. Познание Бога – это поиск, постоянный и ясный".
2. "The Remembering - High the Memory" - посвящается Смрити. Андерсон: "все наши мысли, впечатления, знания, страхи развивались на протяжении миллионов лет. Мы можем установить связь с нашим собственным прошлым, нашей собственной жизнью, нашей собственной историей. Здесь клавишные Рика оживляют наше духовное око с его приливами, отливами и глубиной: Топографический океан. Нужно надеяться, мы сможем оценить то обстоятельство, что определенные моменты времени не столь значительны, как природа того, что оставляет след в душе, и то, как мы это сохраняем и как этим пользуемся".
3. "The Ancient - Giants Under the Sun" - посвящается Пуранам. Андерсон: здесь мы проникаем "еще дальше в прошлое, за пределы момента воспоминаний. Здесь гитара Стива играет основную роль в обострении размышлений о красотах и сокровищах потерянных цивилизаций. Индия, Китай, Центральная Америка, Атлантида. Эти и другие народы оставили необъятные сокровища знаний".
4. "Ritual - Nous sommes du Soleil" - посвящается Тантрам. Андерсон: есть "семь нот свободы, чтобы учить и познавать ритуал жизни. Жизнь – это борьба между источниками зла и чистой любви. Алан и Крис показывают нам борьбу, из которой исходит позитивный источник. Мы принадлежим солнцу. Мы можем видеть".
Самый неоднозначный альбом Yes , ''Tales From Topographic Oceans'', может показаться слишком претензионным, затянутым и скучным. Я, пожалуй, не буду давать ему оценок, пусть каждый услышит то, что может и хочет услышать.
Ещё о группе Yes вы можете прочитать у меня здесь:
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно послушать и скачать альбомы, о которых идёт речь.