Найти в Дзене
Музыкальный экспресс

Время и слово. Yes - ''Time and a Word'', 1970

Мой любимый альбом этой замечательной группы, "Time and a Word", это тот самый момент, когда она, положившись на интуицию, рискнула шагнуть за границы английского рокового мейнстрима конца 1960-х. Он продолжает линию дебюта ("Yes", 1969), но в записи, на равных, принимает участие полноценный оркестр. Альбом записывался в исходном составе Yes: освобождённый от других обязанностей вокалист Джон Андерсон, обладатель уникального голоса; бас-гитарист Крис Сквайр, с его своеобразным, агрессивным стилем игры на "рычащей" бас-гитаре Rickenbacker; непревзойдённый Билл Бруфорд на ударных, чью манеру игры характеризуют как "яростную" и "полиритмичную", виртуозный органист Тони Кей и отличный гитарист Питер Бэнкс. Идея альбома во многом принадлежала Джону Андерсону, который стремился обогатить звучание группы за счёт симфонических аранжировок. Для этого были привлечены струнные и медные секции оркестра под управлением Тони Кокса, что вызвало неоднозначную реакцию как среди музыкантов, так и с

Мой любимый альбом этой замечательной группы, "Time and a Word", это тот самый момент, когда она, положившись на интуицию, рискнула шагнуть за границы английского рокового мейнстрима конца 1960-х. Он продолжает линию дебюта ("Yes", 1969), но в записи, на равных, принимает участие полноценный оркестр.

Альбом записывался в исходном составе Yes: освобождённый от других обязанностей вокалист Джон Андерсон, обладатель уникального голоса; бас-гитарист Крис Сквайр, с его своеобразным, агрессивным стилем игры на "рычащей" бас-гитаре Rickenbacker; непревзойдённый Билл Бруфорд на ударных, чью манеру игры характеризуют как "яростную" и "полиритмичную", виртуозный органист Тони Кей и отличный гитарист Питер Бэнкс.

Идея альбома во многом принадлежала Джону Андерсону, который стремился обогатить звучание группы за счёт симфонических аранжировок. Для этого были привлечены струнные и медные секции оркестра под управлением Тони Кокса, что вызвало неоднозначную реакцию как среди музыкантов, так и среди критиков. Питер Бэнкс был категорически против использования оркестра, считая, что это нивелирует роль гитары и приводит к излишней патетике, а Тони Кей безуспешно пытался предложить альтернативу в виде меллотрона.

Запись "Time and a Word" проходила между 17 декабря 1969 и 5 февраля 1970 года, в лондонской студии Advision, а продюсером был Тони Колтон, друг Андерсона, чей взгляд на динамику и плотность звучания подталкивает Yes к почти "кинематографической" широте.

Музыкально альбом сочетает в себе элементы прогрессивного рока, симфонических экспериментов и кавер-версий. Композиция "No Opportunity Necessary, No Experience Needed" (кавер на песню Ричи Хэвенса) открывается органной темой из саундтрека к вестерну "Большая страна", а оркестр здесь играет ключевую роль, создавая эпический размах. Другая заметная кавер-версия - "Everydays" Стивена Стиллса, привносит немного джаза. Оригинальные треки, такие как "The Prophet" (вдохновлённая темой из сюиты "Планеты" Густава Холста) и "Astral Traveller", демонстрируют рост авторского потенциала Андерсона, который начал отходить от простых любовных тем к более философским и космическим сюжетам. Заглавная композиция "Time and a Word", написанная Андерсоном в соавторстве с Дэвидом Фостером, стала своеобразным гимном хиппи, подчёркивающим идеи единения и любви, и оставалась в концертном репертуаре группы долгие годы. Лирика здесь обращается к темам времени и слова (как метафоры любви), призывая слушателя к гармонии и осознанности.

Важным аспектом альбома стала его обложка. Для британского издания использовался авангардный чёрно-белый дизайн с изображением обнажённой женщины, который был сочтён слишком провокационным для американского рынка. В США альбом вышел с фотографией группы, на которой присутствовал Стив Хау (гитарист, заменивший Питера Бэнкса на следующем альбоме), хотя он не участвовал в записи. Это вызвало недовольство как Бэнкса, так и Хау, последний из которых критиковал лейбл за использование его имиджа в коммерческих целях.

Реакция на альбом была смешанной: британская пресса в целом оценила его положительно, и он впервые попал в чарты UK, достигнув 45-го места. Однако в Штатах релиз не снискал значительного успеха, и лейбл Atlantic даже рассматривал возможность расторжения контракта с группой, но в итоге этого не произошло благодаря заступничеству менеджера Фила Карсона. Критики отмечали, что хотя оркестровые аранжировки иногда звучали излишне пафосно, альбом стал важным шагом в развитии группы, позволившим ей отточить свой уникальный звук.

Историческое значение "Time and a Word" заключается в том, что он обозначил переход Yes от относительно простых форм рока к более сложным и амбициозным работам, которые впоследствии определили вклад группы в прогрессив-рок. Уже в следующем альбоме, "The Yes Album", 1971, с приходом Стива Хау, она окончательно сформировала свой классический стиль. Несмотря на то что "Time and a Word" часто остаётся в тени более известных релизов Yes, такие треки, как "Sweet Dreams" и "Astral Traveller", стали любимыми у фанатов группы, и периодически исполнялись на концертах даже десятилетия спустя.

Даже без Уэйкмана или Хау, этот альбом можно поставить рядом с "The Yes Album", "Fragile" и "Close to the Edge" как один из лучших ранних прог-роковых альбомов. Некоторые считают, что в нём почти нет недостатков, и каждая песня одновременно великолепна и лаконична, при этом альбом сохраняет исключительную целостность. Крис Сквайр, например, признавался, что считает "Time and a Word" своим любимым альбомом Yes.

Альбом "Time and a Word" вышел в Великобритании 24 июля 1970 (Atlantic - 2400006), а в США, с другой обложкой, 2 ноября 1970 (Atlantic - SD 8273).

Послушать и скачать пластиночку (Atlantic - 2400006), Flac 24/96, можно на моём канале в Telegram: https://t.me/Prog_rock_rarities/1577

Prog-rock rarities

- Джон Андерсон (John Anderson) / вокал, перкуссия

- Питер Бэнкс (Peter Banks) / электрическая и акустическая гитары, вокал

- Тони Кэй (Tony Kaye) / фортепиано, орган Хаммонда

- Крис Сквайр (Chris Squire) / бас, вокал

- Билл Бруфорд (Bill Bruford) / ударные, перкуссия

Приглашённые музыканты:

- Дэвид Фостер (David Foster) / акустическая гитара (8), вокал (4)

- Тони Кокс (Tony Cox) / оркестровые аранжировки

1. "No Opportunity Necessary, No Experience Needed". Это своеобразная трактовка композиции Ричи Хэвенса из альбома "Somethin Else Again" 1967 года. Надо сказать, что песня, в оригинале исполненная под акустическую гитару, заиграла совершенно другими красками!

2. "Then". Рычащий орган Тони Кэя закладывает прекрасный фундамент, а вокал Андерсона свидетельствует о его прогрессе как певца. Барабаны Бруфорда и бас Сквайра прекрасно взаимодействуют в течении всего трека. Однако, в ближе к четвёртой минуте музыка звучит так, как будто это часть саундтрека к фильму о Джеймсе Бонде! Вероятно, такой своеобразный эффект даёт духовая секция оркестра.

3. "Everydays". Оригинальная обработка песни американского певца и композитора Стивена Стиллса. Композиция состоит из двух "приджазованных" частей: задумчивой медленной и очень энергичной быстрой. Звучит совершенно фантастически!

4. "Sweet Dreams" - сравнительно простая, почти поп-песенка, отсылающая к славным временам хиппи, которые в 1970 году только-только закончились.

5. "The Prophet" - название "Пророк" вполне соответствует содержанию, поскольку эта композиция предвещает ту эпическую форму, которую Yes будет развивать в следующем альбоме.

6. "Clear Days" - немного барокко, только струнная группа оркестра и голос Андерсона.

7. "Astral Traveller" . Мне нравятся здесь звуковой эффект, применяемый к вокалу; судя по всему голос Андерсона пропущен через кабинет Лесли от органа Хаммонда, что придает ему очень характерное, "сверлящее" звучание. Бэнкс играет соло два раза, один на приглушенной гитаре в джазовом характере, другой с агрессивным, хард-роковым звуком. Присутствует пулеметная басовая игра от Сквайра, а игра на барабанах Бруфорда просто нереальная! Как и "The Prophet ", это определенно "прогрессивный рок", и композиция "Astral Traveller" точно показывает, куда именно группа движется в музыкальном плане.

8. "Time and a Word" - простая, светлая и очень красивая песня, с замечательной игрой всех музыкантов.

-3

Строгие ценители прог-рока считают этот альбом, с одной стороны, слишком простым (вероятно из-за "излишней" мелодичности), а с другой ругают за неуместное, на их взгляд, использование симфонического оркестра. А мне он просто нравится!

Навигация по блогу

Ещё о группе Yes вы можете прочитать у меня здесь:

''Yes'', 1969

''The Yes Album'', 1971

''Fragile'',1971

''Close To The Edge'', 1972

''Tales From Topographic Oceans'', 1973

''Relayer'', 1974

Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно послушать и скачать альбомы, о которых идёт речь.

Prog-rock rarities