На цилиндрической патинированной стойке укреплен обтянутый металлической сетью посеребренный латунный шар с часовым механизмом. На шаре — отверстие вала заводного барабана хода. На стропах сети подвешена корзина с фигурой аэронавта, одетого по моде конца XIX столетия в матроску: он удерживает цепь с грузом. Воздушный шар с корзиной выполняет функцию часового осциллятора (маятника), совершающего мерные покачивания из стороны в сторону. Арабские цифры на эмалевых картушах, обозначающие часы, выполнены в стиле модерн. Стрелки — французского образца конца XIX века. Желание человека подняться в небо иллюстрирует еще античный миф об Икаре. Претворить эту мечту в действительность удалось лишь на исходе XVIII столетия. Демонстрация 4 июня 1783 года полета воздушного шара, изобретенного братьями Жозеф-Мишелем и Жак-Этьеном Монгольфье, стала главной сенсацией уходящего века и нашла отклик в разных видах искусства. Появились картины, предметы обихода, карманные часы с изображениями воздушного шара. В 1780-е было создано несколько моделей каминных часов «Монгольфьер» из белого мрамора и золоченой бронзы в виде воздушного шара. В начале ХХ века конструкция часов была переработана в стилистике модерна. Подчеркнутая декоративность модели выдает почерк французских мастеров декоративно-прикладного искусства. Удачно сочетаются ажурная розетка в центре и сеть с плетением в виде пчелиных сот, обтягивающая шар. Серебреная фигура аэронавта, выполненная в технике литья, с золочеными деталями костюма, гармонирует с литой золоченой бронзовой корзиной, поверхность которой дополнительно обработана для усиления эффекта плетения. В часах, корпус которых выполняет функцию маятника, установлен французский часовой механизм с одним пружинным двигателем хода.
Бывают ли еще более необычные часы?
Конечно, и их можно увидеть в книге «Часы в индустриальном стиле: чудеса механики. XIX — начало XX века».