«Герой нашего времени» - роман, который впервые был полностью издан в 1840. Он явился достойной репликой пушкинскому роману в стихах «Евгений Онегин»(1830).
В романе Лермонтова несколько разных по духу своему рассказчиков: автор-рассказчик, или странствующий по Кавказу офицер; служащий на Кавказе старый русский офицер Максим Максимыч; и наконец, главный герой романа - офицер Печорин, оставляющий записи в своем дневнике.
Композиция
Композиция романа интересна тем, что сюжет (последовательность самого изложения) не соответствует фабуле (хронологической последовательности событий). То есть читая, мы невольно запутываемся и не можем составить ясного представления об эволюции характера героя, о том, что, когда и в какой последовательности происходило в его жизни.
Возможно, автор построил такую композицию потому, что хотел создать впечатление запутанности, противоречивости, непоследовательности... и бессмысленности как жизни Печорина , так и его характера .
Также такая композиция способствует чтению произведения не только как эпического произведения, но и как почти лирического (общий сюжет неясен и потому отодвигается на второй план, значит большее внимание уделяется чувствам, переживаниям, как в лирике ).
Еще одна особенность композиции романа: в первой части мы видим образы романтичных, диких мест: крепость вблизи от горцев, потом странное место в городке Тамань. Мы видим там и особенных героинь - естественных, близких к природе: Бэла, потом «ундина».
Во 2 части романа речь пойдет о светском обществе. Его искусственность (фальшивость людей) противопоставлена красоте природы Пятигорска или Кисловодска, в которых происходит действие.
Тема
Тема романа "герой нашего времени" - это тема человеческой души. Именно на ней и на ее проблемах сосредотачивается внимание автора. Роман по праву считается психологическим. Этим объясняется и замысловатая композиция романа, в которой автор намеренно перемешал все события, подав их безо всякой хронологической последовательности. Таким образом, Лермонтов желал, чтобы наше внимание при чтении было сосредоточено не на развитии судьбы главного героя, а на его отдельных поступках, мыслях и чувствах, подобно тому как бывает при чтении отдельных стихотворений.
Проблематика романа
Основная проблема романа - проблема «лишнего человека»: имеется в виду та внутренняя болезнь души, которая была описана еще Пушкиным в образе Онегина. Образ Печорина показывает ту же болезнь, на более поздней, обостренной стадии:
Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
Имена Онегина и Печорина перекликаются (напоминая имена рек, расположенных рядом); этим Лермонтов подчеркнул свою преемственность по отношению к Пушкину. Действительно, мы найдем в главном герое романа многие онегинские черты. Но, если Евгений у Пушкина в финале влюбился в Татьяну, Лермонтов делает своего героя совершенно не способным на истинную влюбленность.
Герой отразил многие черты, присущие лирическому герою лермонтовских стихотворений. Так, печоринские черты, близкие автору, мы находим в стихотворении «Дума» (1838), в котором автор признается, что он часть этого поколения, члены которого «к добру и злу постыдно равнодушны»:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Болезнь "лишнего человека" - это неспособность испытывать истинные глубокие чувства. Все кажется пустым и бессмысленным:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Представители этого поколения не имеют ни отчизны, ни чужбины. Они не способны ни к кому привязываться всей душой, любить кого-нибудь всем сердцем, подобно "тучам" из стихотворения Лермонтова 1840 года:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Эти люди рассудочны, далеко не глупы, обладают большими способностями. Но у них нет цели в жизни, и потому все их таланты пропадают даром, как в стихотворении «И скучно и грустно, и некому руку подать» (1840):
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…
Одиночество человека
В каждой главе мы видим трагедию разочарованной привязанности. То Бэла, то Максим Максимыч, то слепой в Тамани, то княгиня Вера, то Грушницкий, то княжна Мэри. Все эти сердца разбиваются по разным причинам. Нигде мы не видим картины счастливой личной жизни.
В главе «Тамань» мальчик, беззаветно любящий своего старшего друга Янко, оказывается так же равнодушно брошен им, как в предыдущей главе Максим Максимыч брошен горячо полюбившимся ему Печориным. И слезы так же не могут удержаться в этих случаях у обоих героев. Обе главы оканчиваются картиной горького одиночества, обманутой преданной дружбы, несбывшейся надежды на душевную близость и общение.
- А я? - сказал слепой жалобным голосом.
- На что мне тебя? - был ответ.
Как и проблема лишнего человека, проблема одиночества тоже перекликается с поэзией Лермонтова. В связи с проблемой одиночества в романе, вспоминаются некоторые лермонтовские стихотворения, например, «Утес», "Листок".
Проблема несовместимости человеческой души и светского общества
Душа показана по-настоящему живой и непосредственной у героев, близких к природе (Бэла, "Ундина", Максим Максимыч). Чувствуется превосходство этих природных, естественных героев над представителями светского общества. Душа показана как часть природы, которая, попадая в общество, становится несчастной (Вера, Печорин) либо смешной и подлой (Грушницкий, драгунский капитан).
Пейзаж в романе противопоставлен обществу. Сам Печорин ничто так не любит, как природу. Об этом он думает и в последние минуты перед дуэлью с Грушницким. Эта любовь к природе роднит его с самим Лермонтовым, который, бывший также художником, уделяет большое внимание пейзажу в романе. Пейзаж настолько же свеж и прекрасен , насколько жалко, комично и нелепо общество, по мысли автора.
Основная мысль романа
Основная мысль романа в том, что человеческая душа загадочна и сложна, противоречива и непонятна. И доказывается эта идея через образ Печорина.
Печорин соединил в себе многие пороки человеческой души и общества, но в то же время он одарен самыми привлекательными чертами характера: острый и проницательный ум, неотразимое обаяние, чувство юмора, невероятная смелость и бесстрашие, физическая сила, ловкость и удальство, способность к риску, отвращение ко лжи и фальши, симпатия к людям простым, добрым и любящим.
Сам герой тоже не может понять самого себя:
Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!
Как мы ни стараемся, мы не можем дать однозначной оценки образу этого героя. Именно в этой демонстрации сложности души человека и состоит главная идея данного романа.
Смысл романа
Смысл романа заключался в том, чтобы показать нравственную проблему современной Лермонтову эпохи. Одаренные, исключительные, умные люди не могли найти применения своим способностям. Их жизнь проходила даром в пустых и порочных забавах, жестоких спорах и поединках, играх, бесцельных путешествиях. Почему же так произошло? Сердца их были пусты и безжизненны, они не горели, не верили, не любили по-настоящему. В жизни их не было цели и смысла.
Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни.
Лермонтов беспощадно запечатлел эту трагическую картину целого поколения, и в этом безусловная ценность его произведения.