Найти в Дзене
Рыжий рыцарь

Что такое "дань посошная", или тонкости русско-крымской дипломатии

Отношения Москвы и Крыма очень долгое время - около двухсот лет, с XV по XVII век - были крайне сложными и неоднозначными. Дело в том, что после распада Золотой Орды, после знаменитого "стояния на Угре" в 1480 году, а особенно - после захвата Грозным Казанского, Астраханского и уничтожения Ермаком Сибирского ханства Крым остался единственным "осколком" былой татарской империи. При этом крымские ханы из рода Гиреев были чингизидами, прямыми потомками Чингис-хана - а это в то время значило чрезвычайно много.

Крымские ханы позиционировали себя как "цари", причем более высокого рода, чем великие князья и цари Московские, и всячески пытались напомнить русским, что когда-то те платили Орде дань. А значит, сейчас должны платить им.

Проблема была в том, что Крым располагал многочисленной и весьма боеспособной татарской конницей, каковая периодически наносила удары по южным "украинам" Руси. Доставалось и Польше с Литвой. Собственно говоря, с этим и была связана одна из основных задач русских дипломатов в Крыму: любыми средствами направить неуемную агрессию ханов в сторону Речи Посполитой. Пусть ее грабят лучше...))

В Крым постоянно отправлялись русские посольства. В Крым отправляли дары - своего рода взятки хану и его приближенным - в то время они назывались "поминки". Передача даров была обычной дипломатической практикой того времени, но фишка заключалась в том, что именно ханы воспринимали "поминки" от русских как обязательные платежи. Они даже делали русским послам "заказы". В посольских книгах сохранились требования крымчаков "прислать добрых сабель". А один татарский мурза возмущался тем, что ему прислали "соломяный пансырь", а он-де просил "пансыря доброго". Напомню, что "пансырь" - в то время особая разновидность кольчуги, а не абы какой доспех.

Вот крымский царевич Богатырь (в посольских книгах - именно так!) негодовал:

«Что мне великий князь послал, хотя то яз стану жевати, да на люди свои плевати, ино и тут моим людем никому ничего не достанетца!»
-2

Крымчаки, впрочем, тоже отправляли в Москву дары. Но они были гораздо беднее по ассортименту. В основном дипломатически "поминки" крымцев имели четыре ноги, гриву и хвост. Проще говоря, это были лошади. В то же время русские отправляли в Крым меха, серебро, моржовую кость, ремесленные изделия, оружие и много чего еще.

При этом для русских дипломатов самым важным было "соблюсти честь государскую". Дары - это именно что дары, но ни в коем случае не дань и не пошлина! А крымцы, наоборот, изо всех сил старались повернуть дело так, чтоб русские признали - они платят дань...

Любимым развлечением придворных ханских мурз, например, было швырять под ноги послам, идущим к хану, свои посохи. За право переступить через посох требовали плату - "дань посошную". Если они начинали так делать, дипломатический протокол требовал от русских дипломатов немедленно разворачиваться и уходить - но ни в коем случае не платить эту "дань". Были и другие тонкости. Например, в 1563 году русский посол в Крыму Афанасий Нагой получил строгий наказ: ни в коем случае не допустить, чтобы хан приложил к тексту договора "алый нишан" - свою собственную печать на красном воске. Если он попытается это сделать - бумагу не брать, договор не заключать, а сразу же уезжать.

-3

Дело в том, что в тогдашней практике прикладными - прямо на бумаге - печатями заверялись только "опасные" грамоты - приказного характера, те, чья судьба зависит от одного только правителя. Того, кто приложил печать. Документы о взаимных договоренностях, равноправных союзах и т.п. полагалось заверять печатями привесными - на шнурке. Если бы хан поставил "алый нишан" прямо на договор, это на дипломатическом языке означало бы, что он диктует свою волю русскому царю.

Раз так - лучше вообще без союза обойтись, знаете ли...

Крымские татары часто пытались любой ценой оскорбить послов и посланников. Например, посла Мамонова обвинили в том, что он утаил часть "поминков", заперли на подворье, лишили продовольствия. Иногда послов били, иногда даже пытали. Например, в 1546 году Сахиб-Гирей "соромотил" подьячего Ляпуна - «нос и уши зашивал и, обнажа, по базару водил». "Соромота" в данном случае означала именно физическое насилие над конкретным человеком. Церемониального значения она не имела, "бесчестья" русскому государю не несла - просто Сахиб-Гирей так издевался...

Для предотвращения попыток подобного выработали особый протокол размена послами, как заложниками. Два посла встречались на границе (обычно в русском Путивле), после чего татарин ехал в Москву, а русский - в ставку хана. И если до Москвы доходили вести о том, что с вестником царской воли крымцы плохо обращаются - скверно приходилось уже татарину...))

Источник - Л. Юзефович, "Как в посольских обычаях ведется..."