Прежде чем приступить к обсуждению заявленной темы хочу задать совершенно невинный вопрос. Как вы думаете, уважаемые читатели, почему природа не смогла «изобрести» колесо для перемещения в пространстве, а человек смог?
По последним оценкам археологии возраст человеческой цивилизации на планете Земля составляет что-то около 3 миллионов лет. Официальная историография предлагает нам несколько различных методов периодизации развития человечества. Например, один из них, основанный на используемых человеком материалах и технологий, предлагает такие этапы как:
- каменный век
- медный век
- бронзовый век
- железный век
Другой подход опирается на чистую хронологию и делит историю на следующие этапы:
- первобытное общество
- древний мир
- средние века
- новое время
Многие из читателей, наверное, ещё помнят пять формаций поступательного развития человеческого общества согласно марксистко-ленинской диалектике:
- первобытно-общинная формация
- рабовладельческий строй
- феодализм
- капитализм
- коммунизм.
Конечно, обсуждая такую тему как уровни развития цивилизации нельзя оставить без внимания шкалу Кардашёва. Для тех читателей, кто не в курсе или забыл, очень кратко напомню её суть. Советский астрофизик Николай Семёнович Кардашёв предложил оценивать уровень развития любой цивилизации по количеству энергии доступной на данном этапе развития этой цивилизации. И ввёл следующие три уровня. Цивилизация первого уровня способна потреблять всю энергию, вырабатываемую собственной планетой – колыбелью этой цивилизации. Цивилизация второго уровня в состоянии справиться с энергией производимой своей звездой. Для цивилизации третьего уровня по плечу энергия целой галактики. В целом очень даже внятный и вполне научный подход для оценки уровня развития любой абстрактной цивилизации, выбравшей техногенный путь развития.
По этой шкале современное человечество пока не дотягивает даже до первого уровня. Так как суммарное энергопотребление человечества на сегодняшний день составляет порядка 10^12 Ватт. Но может оно и к лучшему. Потому что даже страшно представить, что мы натворим, когда овладеем энергией своей звезды.
Я же хочу изложить свои соображения по поводу ещё одной методики оценки уровня цивилизации. В качестве основного критерия такой методики предлагается использовать колесо. Да-да, то самое колесо, которое человечество изобрело примерно за 3,5 тысяч лет до рождества Христова, для транспортировки грузов и себя любимого. История колеса сама по себе чрезвычайно увлекательна, но в данном конкретном случае она интересна, прежде всего, тем, что позволяет достаточно уверенно разделить весь период существования человечества на планете Земля на два этапа. Причём, если мы обратимся к каменно-железной шкале, то это разделение придётся на самое начало бронзового века. Такое совпадение, скорее всего, не случайно и символизирует собой возросшие объёмы грузопотоков между достаточно удалёнными друг от друга рудными месторождениями и металлургическими центрами по переработке этих руд. Видимо, дальнейшее обслуживание таких грузопотоков без использования колеса становилось всё более трудозатратным. Поэтому перед человечеством встала достаточно простая дилемма – либо сменить техногенный курс своего развития, например, на более эволюционный, либо найти более эффективный способ транспортировки грузов. Сегодня результат этого выбора хорошо виден даже из ближнего космоса.
Сеть дорог, покрывающих Землю, выдаёт присутствие человечества на этой планете лучше любой визитной карточки и можно смело утверждать, что эта картина, наблюдаемая из космоса, в ближайшей исторической перспективе будет становиться только ярче и отчётливее. В связи с этим, возникает другой, не менее интересный вопрос – а может ли человечество в своём технологическом развитии достигнуть такого уровня, когда колесо как транспортное средство станет не нужным? Например, благодаря антигравитации человечество научится перемещать любые грузы в пространстве из одной точки в другую без всяких дорог. Если такое действительно станет реальностью, то логическим завершением этого технологического прорыва будет повсеместное исчезновение дорог с лица нашей планеты. Они станут просто ненужными. Ландшафт нашей матушки Земли в очередной раз претерпит радикальные изменения благодаря «разумной» деятельности своих неразумных детей. Здесь будет вполне уместным вспомнить учение Вернадского о ноосфере. Центральной темой его учения является связь биосферы планеты с разумной деятельностью человечества. Вернадский считал, что человек не является самодостаточным живым существом, развивающимся по собственной воле и законам, а сосуществует внутри природы и является частью её. Вернадский, анализируя геологическое развитие Земли, утверждал, что под действием новой геологической силы, научной мысли человечества, биосфера неизбежно должна переходить в новое состояние – ноосферу. Однако в своих работах он не дал законченного и непротиворечивого определения сущности материальной ноосферы как обновлённой и трансформированной биосферы. Наверное, это связано с тем, что он не смог найти чётких критериев однозначно отделяющих различные этапы развития биосферы и её неотъемлемой части - человечества на планете Земля. В одних случаях он говорил о ноосфере в будущем времени (ей ещё только предстоит случиться), в других в настоящем (мол, процесс уже запущен и человечество полностью вовлечено в этот процесс). Иногда Вернадский связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного как такового, в других случаях увязывал это с возникновением и бурным ростом промышленного производства.
Такая, высокая степень неопределённости, вполне понятна и объяснима. Владимир Иванович элементарно не успел завершить разработку своей ноосферы. Его главный труд по этой тематике «Научная мысль как планетное явление» представляет собой скорее историческое исследование развития науки в рамках человеческой цивилизации, а не строгое теоретическое обоснование нового учения. Не сомневаюсь, что если бы судьба отмерила ему чуть-чуть больше времени, то мы сегодня имели бы для ноосферы не менее фундаментальную теорию, чем для биогеохимии, изложенной Вернадским в его «Геохимии».
Так вот, в представленной вашему вниманию статье предлагается использовать в качестве технологического маркера, отделяющего один уровень развития цивилизации от другого, обычное колесо. А в качестве основного измеряемого или контролируемого параметра – сеть дорог, опоясывающих планету. Это предложение можно рассматривать как мелкую, уточняющую деталь к большой идее Вернадского под названием ноосфера. Однако благодаря такому уточнению у последователей этого гениального человека появляется возможность надёжно зафиксировать исторический момент перехода от биосферы к ноосфере. Ну а кроме этого, понимание роли колеса в уровне развития цивилизации позволяет нам лучше осознать своё место на такой универсальной шкале. Более того, вооружённые этим знанием, мы можем дать достаточно объективный ответ на другой животрепещущий вопрос современности - почему другие высокоразвитые цивилизации не торопятся вступать с нами в контакт? Очевидно потому, что они прекрасно понимают, на каком уровне развития мы находимся, разглядывая нашу планету из космоса. Им просто не о чем говорить с нами. Пока!
Таким образом, предложенная методика делит историю любой цивилизации на три периода – до колёсный, колёсный и после колёсный. Каждому этапу соответствует вполне определённый уровень социальных отношений, научных знаний и технологических навыков цивилизации. Любая цивилизация знает о текущем уровне своего развития, но может не догадываться о существовании следующего уровня. Нашей, человеческой, цивилизации повезло, потому что мы теперь знаем о существовании следующего уровня и понимаем, к чему должны стремиться.
PS Что касается вопроса, озвученного вначале статьи, то по моему глубокому убеждению, есть только одна причина, по которой природа не пользуется колёсами. Необходимость строительства и эксплуатации дорог полностью обесценивает это красивое техническое решение. А природа, как мы знаем, очень рачительный хозяйствующий субъект.