В советское время было принято поддерживать позицию большевиков в Гражданской Войне. Строго преследовались заявления, развенчивавшие коммунистические мифы. С годами факты или вообще стерлись из памяти людей, или были настолько искажены, что исторические события выглядели совсем иначе, чем было на самом деле. Штурм Зимнего дворца – одно из наиболее приукрашенных событий того времени. И в этой статье я расскажу, почему это так.
Недооценка большевистской угрозы
Большевики не скрывали, что собираются низложить Временное правительство и вовсю готовились к захвату Зимнего дворца, где в то время находились Керенский и его штаб. При этом противоположная сторона так же знала о подготовке восстания, но соответствующие меры почему-то не предпринимались.
Перед этими событиями Эсеры говорили, что фактически власть "валяется на улице, но её никто не хочет брать". Иногда эту фразу приписывают Ленину, но в любом случае доля правды в этом высказывании есть.
Точно известно, что армия созвана не была, ведь от Керенского отвернулись все части из-за разногласий с генералом Корниловым. Были призваны лишь казаки, которые присягнули на верность Временному правительству. Впрочем, это была основная, и, наверное, единственная надежда Керенского. К слову сказать, в назначенный день к главной площади города прибыли только две казацкие сотни, да отряд с пулеметами от 14-го полка. Но потом Совет казаков принял решение всех отозвать.
Дело в том, что ранее между Временным правительством и казаками было соглашение о том, что последние будут обеспечены броневиками и боеприпасами для пулеметов, а так же к ним присоединится пехота. Казаки прислали часть бойцов, а остальные силы ждали, когда условия соглашения будут исполнены. Но действующие власти не стали выполнять обещанное, недооценивая готовящееся восстание. Правительство не думало, что большевики прорвутся во дворец и так быстро смогут совершить переворот в стране.
Получается, что революцию совершили не столько красные, сколько повлияла дезорганизация, которая царила во Временном правительстве. Они очень плохо подготовились к событиям, хотя Керенский и его окружение знали о нарастающей смуте. Поэтому в тот роковой час лицом к лицу с матросней оказался только небольшой отряд юнкеров, солдаты-инвалиды и ударницы женского батальона смерти.
События рокового дня
С самого утра 25 октября 1917 года в Петрограде началось стремительное движение. Большевики практически без сопротивления занимали важные объекты. Под контроль взяли вокзалы, банк, склады с продовольствием и почтовое отделение, где находился телеграф.
Членам Временного правительства стало понятно, что на основные силы, то бишь, на казаков, рассчитывать нечего. Никто не стал даже пытаться отвоевать захваченные большевиками объекты. Однако и со стороны революционеров никто пока нападать на Зимний дворец не решался, ведь ни рабочие, ни гарнизон крепости участвовать в путче не собирались. Да и части красной армии, численностью более 10 тыс. человек, стоявшие в Выборге, к выступлению даже не готовились.
Сам Керенский в 11 часов сел в автомобиль и уехал, хотя потом пошел слух, что он сбежал, надев платье медсестры. Керенский назначил вместо себя министра Н. М. Кишкина, но у того не было ни юридический полномочий, ни особых указаний, как поступить в сложившейся ситуации. Оставшиеся члены правительства, сидя во дворце, уповали лишь на государственные войска, которые были отозваны с фронта, да на то, что большевики не смогут между собой договориться. Надо отдать должное Кишкину – он действовал смело и решительно, но за несколько часов подготовиться к нападению он просто не успел.
Люди, находившиеся в стенах Зимнего дворца, сидели голодные, без боеприпасов. Как защищать дворец, никто не знал. У юнкеров не было ни опыта, ни сноровки для открытого столкновения с противником. Их было очень мало. Днем к защитникам присоединились ударницы женского батальона, батарея Михайловского артиллерийского училища, школа инженерных прапорщиков и добровольцы.
Но уже к вечеру голодные и обманутые защитники стали уходить с территории дворца. Казакам не по нраву было то, что приходится сражаться рядом с «бабами» - это и была вся пехота Временного правительства. Не оказалось ни капли бензина для броневиков. Некоторые артиллеристы и юнкера Ораниенбаумской школы так же покинули дворец. Большевики осмелели и все чаще стали стрелять по дворцу. Защита так же отвечала выстрелами и нападавшие ненадолго исчезали.
Ультиматум
В 18.30 у ворот Зимнего дворца появились на велосипедах военнослужащие из Петропавловской крепости, которые привезли ультиматум от революционера В. А. Антонова-Овсеенко. Он требовал передать власть большевикам, сдать оружие и уйти из дворца. Иначе Зимний дворец будет обстрелян с военных кораблей и из Петропавловской крепости. Но члены правительства решили не вступать в переговоры, а искать помощь в Городской думе. Однако никто на призыв не откликнулся.
Армию ждали только к утру следующего дня, поэтому пришлось срочно организовывать самозащиту. Наконец-то, осознав критичность положения, правительство подтянуло к Зимнему дворцу все имеющиеся, довольно жалкие, силы. А генерал Багратуни сбежал, а потом попал в руки матросов.
Штурм
Обороной командовал подполковник Ананьин из школы прапорщиков. Именно эти люди и стали основной силой, защищавшей Зимний дворец. Он распределил функции оставшихся бойцов и расставил оставленные казаками пулеметы. В это время из дворца ушли еще несколько юнкеров, которые не пожелали сражаться.
Наконец к Зимнему дворцу прибыли матросы из Балтийского флота и кронштадцы. Несмотря на то, что В. И. Ленин требовал, чтобы были собраны все имеющиеся силы флота, моряки нарушили требование вождя. Явилось только 3-4 тысячи человек. Но и они были реальной силой, так как во дворце к тому времени оставалось около 140 женщин, 2-3 юнкерских роты и 40 инвалидов, которыми командовал капитан на протезах. И было всего 5 офицеров.
Первая атака на дворец произошла в 21.40
Дворец обстреливался с пулеметов. Атаку отбили, но сдался женский батальон по глупости одной из девушек, которая побежала спасать «вроде-бы» генерала Алексеева и увлекла за собой остальных. Хотя генерала там и в помине не было, а женщины просто попали в плен. В эти минуты Городская дума соизволила оказать поддержку Временному правительству. Члены думы направились к дворцу, но подобраться к стенам не смогли, так как вокруг здания собралась огромная толпа матросов и большевиков.
Второй залп прозвучал в 23.00
Стреляли из Петропавловской крепости. Из 35 снарядов попало лишь 2, которые лишь немного поцарапали фасад дворца. С крейсера «Авроры» был совершен лишь один «устрашающий», холостой выстрел, так как корабль располагался крайне неудобно и никак бы не смог попасть в цель.
Странно, что защита велась только с фасада, а задние ворота дворца никем не охранялись. Осажденных атаковали гренадеры со стороны Невы, и одновременно в задние двери дворца вошла толпа пьяных матросов, любопытных рабочих и обыкновенных мародеров. Эту оплошность осажденных потом представили как то, что они сами тайно открыли двери специальным посланцам РВК. Исследователь С.П. Мельгунов пишет:
«Обитатели дворцовых подвалов в своей классовой ненависти к эксплуататорам» открыли большевикам «тайные» входы, через которые проникли агитаторы ВРК и занялись распропагандированием защитников дворца… То были не случайные лазутчики, а, конечно, специальные посланцы ВРК.»
О том, как Керенский допустил развал Российской Империи, можно читать здесь.
Взятие Зимнего дворца
Большевики выдвинули второй ультиматум, но вслед за парламентерами во дворец хлынула толпа людей. Матросы и все, кому было не лень, ходили по всем коридорам и лестницам здания. Кое-где были попытки сопротивления со стороны юнкеров, но их быстро подавили. Уже в 2 часа ночи все закончилось. Министров Временного правительства арестовал Антонов-Овсеенко. Они держались мужественно, и кто-то даже сказал:
«Мы не сдались и лишь подчинились силе, и не забывайте, что ваше преступное дело ещё не увенчалось окончательным успехом»
Многие из современников говорили о поступке министров, как о мужественном, достойном деле. Пусть они и не смогли организовать достойную оборону зимнего дворца. Но эти люди не убежали, как крысы, с корабля, а оставались на своих постах до конца.
Какой террор хуже, белый или красный? Читать об этом можно здесь.
О белогвардейцах, которые в процессе войны превратились в злодеев, можно читать здесь.
Достоверных данных о потерях со стороны нападавших нет. Среди осажденных не досчитались одной ударницы и 6 солдат. Был слух, что большевики глумились над юнкерами и женщинами из батальона. Пьяные матросы занимались грабежами и даже изнасилованиями, что установила комиссия:
«Городская дума назначила для расследования дела особую комиссию. 16 (3) ноября эта комиссия вернулась из Левашова, где квартировал женский батальон»
Главное, что сделали нападавшие – это нанесли большой ущерб самому дворцу и находившимся там ценностям. Вандалы и грабители на протяжении нескольких дней выносили из здания серебро, картины и другие дорогие вещи. Некоторые ценности пропали бесследно, но что-то удалось вернуть назад. Расследование, проведенное Городской думой спустя достаточно большое время, показало, что ущерб составил больше 50 тыс. рублей. Разумеется о таких деяниях "доблестных" большевиков, в советское время умалчивали, но правда, рано или поздно, становится известна людям.
Вот так состоялась Великая Октябрьская Революция (ВОР), где с одной стороны баррикад оказались женщины и недоучившиеся юнкера, а с другой – пьяные матросы, вандалы и грабители. А те кто могли остановить это безумие струсили, или сознательно игнорировали угрозу, в угоду своих интересов.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм
А теперь вопрос читателям: