Долго думала, нужно ли писать эту статью. Я не врач, не логопед, вряд ли открою Америку. Но потом решила, что нужно.
Сразу хочу сказать, что цель этой статьи — не пожаловаться на тяжелую жизнь, не найти оправдание собственной безграмотности и лени… Я пишу в надежде, что кому-то это поможет понять собственного ребенка, увидеть изнутри, через что он проходит. А, может быть, и найти выход из сложной ситуации…
О чем вообще речь?
Давайте для начала определимся с понятиями. Если совсем простыми словами, то:
- дислексия — это полная или частичная неспособность к обучению чтению;
- дисграфия — полная или частичная неспособность к обучению письму.
И все это «при сохранении общей способности к обучению», как написано в Википедии. Ребенок-дислексик или дисграфик (часто эти отклонения идут в паре, а в западной традиции все подобные диагнозы объединяются общим понятием «дислексия») не глупый, не отстает в развитии и т.д. У него проблемы именно с этими навыками, а не с общим уровнем интеллекта.
От дислексии в широком смысле страдали Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен и Владимир Маяковский.
Когда я была маленькой, таких модных диагнозов еще не было. Точнее, может, они и были, но никто о них не знал. Только будучи уже взрослой, я поняла, что со мной все эти годы было не так. А тогда я была просто «ленивым» ребенком, который сначала толком не мог читать, а потом еще делал море ошибок в диктантах.
О моей дислексии
Читала я очень медленно. С ошибками. Никогда не укладывалась в нормативы по чтению. Когда старалась читать на скорость, вообще переставала понимать, что читаю.
Со временем стало лучше. Но я до сих пор читаю медленно — про себя с такой же скоростью, как вслух. И с ошибками: если кто-то будет следить по тексту, когда я читаю, то он заметит, что я переставляю слова местами, заменяю их на другие, близкие по значению… А иногда и не близкие…
В детстве у меня была одна из любимых книг, которую я читала несколько раз. При очередном перечитывании я вдруг обнаружила, что все это время имена персонажей читала неправильно…
Кстати, читать я любила. И читала много. И до сих пор люблю. Так что дело тут не в недостатке опыта.
В плане учебы дислексия мне сильно мешала первые годы обучения. Потом я немного подтянулась и приспособилась. Но из-за того, что читала я медленно, подготовка домашних заданий могла занимать намного больше времени, чем у нормальных детей. Особенно, когда задавали читать объемные произведения, вроде «Войны и мира».
О дисграфии
С дисграфией все обстояло намного хуже. Она у меня была довольно сильно выражена. Писала я всегда, как курица лапой. Детский корявый почерк, скачущие буквы. Делала ошибки в самых немыслимых местах. Пропускала слоги или писала их несколько раз. Не дописывала крючки и хвосты у букв. Или писала несколько лишних крючков. Вместо звонкой согласной писала глухую и наоборот. Вместо б — д, вместо у — и… Порой писала одни согласные, пропускала гласные...
При переписывании текста могла пропустить целую строчку и не замечать этого при проверке. Могла списать половину из одного упражнения, половину из другого, и тоже не замечать, хотя честно старалась проверять.
Сорок ошибок в диктанте — было моей нормой жизни. И это не предел. Особо изорщенным издевательством выглядела ситуация, когда после очередного диктанта учитель говорила: «На дом ничего не задаю, только работу над ошибками»… И все кричали: «Ураааа!» — а мне хотелось провалиться сквозь землю. От стыда и обиды на судьбу. В работе над ошибками я же снова делала ошибки! И, как следствие, еще одна работа над ошибками… И так по кругу, по кругу…
В каникулы меня заставляли переписывать тексты. Допустила хоть одну ошибку — еще раз переписывай… И еще раз… Помню, переписывала какой-то текст про мальчика, который обстругивал палочку… «Ровно у него получалось, красиво»… Только вместо «р» я «г» написала…
И не только русский...
Надо сказать, что страдал у меня не только русский. Почти по всем предметам оценки снижали, даже если все верно написано. Потому что многие учителя (и не только учителя) уверены, что если пишешь безграмотно, значит... умом не блещешь.
Я уже приводила этот пример, повторю еще раз: я любила биологию, неплохо ее знала. Писала лабораторную корявым почерком с морем ошибок и исправлений. А соседка по парте списывала у меня все аккуратно и красиво — залюбуешься. И, угадайте, что?.. Правильно, она получала «отлично», а я «трояк». Потому что учителю «совершенно очевидно, кто у кого на самом деле списал».
В итоге у меня опускались руки. Особенно, что касается правил по русскому… Потому что учи — «два», не учи — все равно «два»… Не только русский, многие предметы я вот так забросила. По сути, я учила только то, что мне было интересно. Или те предметы, по которым повезло с учителями, и они видели во мне способного ребенка, пусть и с морем ошибок в тетрадях. Таким учителям я искренне благодарна.
Это все было неправильно, сейчас я об этом жалею. Какие-то предметы самостоятельно изучала позже, по другим у меня до сих пор чистый лист в голове. Чувствую себя из-за этого порой очень неуверенно.
Во многом, поэтому пишу сейчас эту статью — чтобы уберечь от моих ошибок других детей. Потому что это ужасно, когда ты изо дня в день ходишь в школу, зная, что тебя там ждут очередные двойки, унижение и стыд… В детском коллективе к такому ребенку моментально приклеивается ярлык, что он тупой. Такого врагу не пожелаешь.
Хочу привести пару цитат из Евгения Гришковца, который тоже страдает дислексией.
Родители не понимали, что со мной происходит. И мама, и папа учились блестяще. Поэтому, когда я приносил двойки, я слышал: «Этот учебник написан для среднего идиота. Почему же ты с этим не справляешься?». Я чувствовал себя хуже среднего идиота — это было унизительно.
Однажды я написал слово «пылесос» с тремя ошибками: «полиссос». Мои рукописи может читать только моя жена, потому что всем остальным показывать стыдно — там в каждом слове ошибки.
Вот насчет стыдно — это точно. Для меня большой стресс всякий раз, когда нужно от руки заполнить какие-то документы. Куриный почерк, ошибки… На компьютере проще: Word и слова с ошибками подчеркнет, и исправить легко, и ужасный почерк не видно. Но тот же Гришковец не смог освоить набор текста на клавиатуре (тоже проявление дисграфии) — мне еще повезло.
Что же можно сделать?..
Первое, что я бы советовала от себя лично: ни в коем случае не пускать обучение такого ребенка на самотек. Не нужно «развивать самостоятельность». Проверяйте уроки, убеждайтесь, что он выучил все правила по русскому, что запомнил словарные слова, что знает все слова по английскому (с запоминанием иностранных слов тоже, скорее всего, будут сложности). Пусть он не может написать правильно, но убедитесь, что хотя бы знает, как надо!
По возможности находитесь рядом с ребенком, пока он учит уроки. У таких детей с концентрацией внимания часто тоже большие проблемы. Ваше присутствие ему поможет меньше отвлекаться.
Если Вы будете приучать дислексика-дисграфика к самостоятельности, получите результат, как у меня — половина предметов запущена до нуля. Ни в коем случае не позволяйте ему опускать руки!
Не ругайте за оценки, если видите, что ошибки «дисграфические». Больше хвалите, чтобы была уверенность в своих силах и знаниях. Чтобы он не думал, что он глупый и неспособный.
Если проблемы с чтением, не протестуйте против аудиокниг! Пусть слушает, купите удобные беспроводные наушники. Ему на слух воспринимать будет гораздо легче, поверьте. И запоминать будет лучше. Не ровняйте его по себе.
Разговаривайте с учителями! Объясняйте им ситуацию, распечатайте статьи о дислексии и дисграфии. Приносите справки от врачей (об этом поговорим дальше). Еще раз хочу процитировать Гришковца.
Нельзя требовать от такого ребёнка выполнения общих нормативов. Ведь для них многие вещи просто непреодолимы. Не просить читать вслух. Не издеваться, не заставлять писать диктанты. Не давить на ребёнка, потому что результатом этого давления будет только одно — вы сломаете человека. И этот маленький человек будет абсолютно несчастен. Он будет идти в школу, как на каторгу. <…>
Главное, что вы должны помнить: если у ребёнка дислексия, он не ленится — он не может. Не надо ужасаться тому, что ваш ребёнок плохой — он чудесный! — просто в этом смысле у него есть особенности. <…> При этом не надо в них культивировать мысль, что они особенные или гениальные. Просто помогите ребёнку принять свою особенность и как-то научиться с ней жить.
А можно ли скорректировать?
А теперь давайте поговорим про то, как можно попытаться избавиться от этой проблемы.
Скажу про себя: у меня дисграфия не ушла полностью, но стало ЗНАЧИТЕЛЬНО лучше. На порядок. Думаю, если бы я сейчас училась в школе, у меня бы уже не было таких непреодолимых проблем с русским языком.
Полагаю, что, во многом, это благодаря тому, что в старших классах я проходила лечение у невропатолога. Попала я к нему по другой причине (мучилась с головными болями), но, как я потом узнала, дисграфия и дислексия тоже могут быть следствием неврологических проблем.
Но давайте по порядку…
С научной точки зрения причины дислексии и дисграфии могут быть следующие:
Органические причины. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
Социально-психологические факторы. Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.
Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям чтения и письма, необходимы консультации невролога, офтальмолога, отоларинголога. Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.
То есть вот эти три врача (невролог, офтальмолог, отоларинголог) и логопед. Обратитесь к ним обязательно, если подозреваете у ребенка проблемы с дислексией и дисграфией. В идеале еще в дошкольном возрасте. Не запускайте! Чем раньше начнете лечение, тем больше шансов, что и Вы, и Ваш ребенок забудете это все, как страшный сон.
Если подтвердится диагноз, просите справки. Дисграфические ошибки не должны учитываться при выставлении оценок. Но тут, как говорится, «без бамажки ты букашка». Несите справки в школу, разговаривайте с учителями, объясняйте им ситуацию. Не факт, конечно, что все учителя пойдут навстречу даже со справкой. Но разговаривать все равно нужно!
***
Уффф… Сложно мне далась эта статья… Море неприятных воспоминаний… Но я очень надеюсь, что это все не зря. Если это поможет облегчить страдания хотя бы одного ребенка, я буду безмерно рада.
Читайте также
- Оглавление по рубрикам — для Вашего удобства я разбила все статьи на канале по темам.