На днях мне позвонили с одной известной радиостанции и пригласили в качестве эксперта прокомментировать очередное заявление власти про алименты. Я сразу отказался по причине того, что за многие годы обсуждения этого вопроса на самых разных площадках не встречал желания по-серьёзному обсуждать этот сложнейший вопрос. Все в конечном счете сводится к возмущенным крикам типа «Нарожал и плати», « Кто не помогает своим детям должен гореть в аду».
Безусловно, нравственно-этическая сторона вопроса важна, и я за все хорошее против всего плохого. Однако огромную проблему для миллионов людей в стране одними призывами не решить, поэтому я решил написать эту статью.
Долги россиян по алиментам за 2019 год составили 152 миллиарда рублей и достигли исторического максимума. Это при том, что меры к неплательщикам алиментов очень строгие: запрет на выезд из страны, арест банковских счетов, запрет на пользование автомобилем, лишение родительских прав и даже уголовная ответственность, лишение свободы на 1 год.
Так в чем же дело? Почему долги по алиментам растут как снежный ком?
С моей точки зрения, проблема в отсутствии взвешенного и комплексного подхода, спокойного и профессионального анализа.
Безусловно, тема «горячая» и эмоции зашкаливают. В настоящее время у людей, имеющих возможность принимать решения, есть только два рецепта: это придумывать все более изощренные наказания для должников и стыдить их. При этом еще и тратить деньги налогоплательщиков. Вот пример такой социальной рекламы.
В общем, шуму много толку мало. Долги по алиментам как росли, так и продолжают расти.
Так что же стоит делать, чтобы дети получали свои деньги?
Для понимания этого необходимо посмотреть на проблему комплексно: с социальной, юридической и психологической точек зрения. Давайте подробно рассмотрим каждую.
Социальная и напрямую с ней связанная юридическая сторона вопроса.
По переписи 2010 года в России насчитывалось 17,5 млн семей с детьми младше 18 лет. Из них 5,3 млн — матери-одиночки, 648 тысяч — отцы-одиночки.
В 2012 году в Госдуме говорили, что правом на получение алиментов в России обладают 3,2 млн детей. Фактически получают — 1,1 млн детей. По статистике службы судебных приставов в первом полугодии 2019 года в ведомстве находилось 1,2 млн судебных решений о взыскании алиментов на 167 млрд рублей.
Большинство должников — мужчины: 78% против 22% женщин.
В общем, если внимательно всмотреться в эти цифры, то можно предположить, что большая часть родителей, находящихся в разводе, не доводили дело до суда и договорились самостоятельно. О чем и как, можно только фантазировать.
Хотя наверняка у каждого из вас, мои читатели, есть знакомая пара разведенных родителей, которые решили вопрос полюбовно и не находятся в остром конфликте. Отдельно живущий родитель регулярно общается со своим ребенком и помогает ему, как может и чем может. Возможности, как известно, у разных людей разные. Есть и другие варианты, когда родитель, живущий с ребенком, не подает на алименты принципиально и не ждет никакой помощи. Думаю, такие знакомые у вас тоже есть.
Вообще законом предполагается, что алименты выплачивает даже не сам человек, а его работодатель с его официальной заработной платы автоматически на основании исполнительного листа. Часто люди к этому привыкают. Спросите среднестатистического россиянина, сколько он платит налогов с з/п. В лучшем случае вспомнит про 13% подоходного налога. Другое дело, что в большинстве компаний есть з/п официальная и в конверте. Это системная проблема государства, а не граждан. Про то, почему это происходит, можно писать много статей.
Вернемся же теперь к нашим должникам. Сразу могу сказать, что в данном случае я рассматриваю только современных должников за последние 20 лет. Причины долгов по алиментов в СССР и в 90-е годы были другими, и дети тех должников уже сами стали родителями.
Как же становятся современными алиментщиками и алиментщицами?
Первая категория должников - люди асоциальные, чаще всего химически зависимые и люди с психическими болезнями. Они никогда нигде не работают, ведут асоциальный образ жизни, и взыскивать с них нечего. Точных цифр, конечно, никто не знает. Но можно предположить, что это не более 25% от всех неплательщиков.
Следующая и самая большая категория неплательщиков - это самые обычные люди, которые в какой-то момент своей жизни потеряли работу. Юридическая грамотность нашего народа оставляет желать лучшего, и большинство из таких людей даже не подозревают, что неработающий гражданин платит алименты из расчета 25% от средней зарплаты по РФ, а пеня за просрочку алиментов до августа 2018 была 0,5% в день, а сейчас 0,1% в день! При этом приставы считают проценты на проценты!
Объясняю на цифрах. Например, вы искали работу в Воронеже четыре месяца в 2019 году. Средняя зарплата по РФ составляла 49 693 рублей. Вот человек нашёл работу совсем не за эту астрономическую для большинства регионов сумму и ждет первую з/п около 25 000 р. Сумма его долга по алиментам уже больше 200 000 рублей. Не верите? Вот ссылка на онлайн –калькулятор. https://dogovor-urist.ru/calculator/peni_alimenty/
Это при расчете неустойки в 0,1% (36,5% годовых), а как вы понимаете, большая часть из этих миллиардов рассчитывалась по ставке 0,5% (182,5% годовых). Если человек не может выложить сразу 200 000 рублей, то к концу года он будет должен еще больше, даже выплачивая текущие алименты из своей з/п.
Третья часть неплательщиков - это опять же не сильно юридически подкованные люди, которые длительное время покупают ребенку вещи, передают наличные и переводят деньги на карточку родителя, живущего с ребенком. Потом становятся жертвами шантажа. Дело в том, что на алименты можно подать за 3 последних года. Суд обычно встает на сторону взыскателя, так как у должника нет ни расписок, ни пометок в банковском переводе о том, что это деньги на содержание ребенка, а чеки на покупку вещей (если они даже есть) расцениваются как подарки. Это уже очень внушительные суммы.
Четвертая часть, самая интересная для психолога, - это принципиальные неплательщики. Люди, которые сознательно уклоняются от выплаты алиментов (работники, получающие з/п в конверте по воле работодателя, к ним не относятся). О них мы подробно поговорим в психологической части этой статьи.
Давайте теперь посмотрим на выделенные нами категории неплательщиков глазами психолога.
С первой категорией асоциальных личностей все понятно. На эти темы написано сотни научных книг, и останавливаться на их характеристике нет смысла. Чего можно ожидать от наркоманов, алкоголиков, игроманов, бродяг, людей с серьезными психическими расстройствами? Их личность глубоко деформирована, и быть ответственными родителями они не способны. Этим людям требуется серьезное лечение и реабилитация.
Вторая категория - это в большинстве своем простые работяги, внезапно потерявшие работу и с ужасом обнаружившие себя должниками на астрономическую в их понимании сумму.
Если человек понимает, что взять деньги ему неоткуда и, с его точки зрения, это сумма несправедливая, то он не будет погашать долг. Для многих людей в нашей стране средняя з/п по рФ сумма недостижимая в принципе. Так, например, в Свердловской области реалистичная хорошая з/п составляет 24 200 рублей.
Включается очень сильное психологическое сопротивление, помноженное на распространённый в нашей стране правовой нигилизм и бездействие приставов.
Такие же механизмы действуют и с людьми из третьей категории, когда в результате конфликта они, честно выполнявшие свои материальные обязанности, оказываются должниками.
Теперь о принципиальных неплательщиках.
Среди них немало предпринимателей, фрилансеров и вообще людей небедных. О них чаще всего сообщают СМИ с такими заголовками «Не выпустили за границу и погасил долг в 500 000 рублей».
Для этих людей часто принципиально важно, кому идут деньги и на каких условиях. Наши законодатели в упор не видят очевидную вещь: алименты по логике должны перечисляться на личный счет ребенка и подлежать возможности контроля траты со стороны плательщика алиментов.
По причинам такого поведения я бы выделил следующие подгруппы.
Первая из них - это родители, находящиеся в остром конфликте. В своей предыдущей статье я подробно писал о синдроме отчуждения родителя.
Так вот, отчуждаемый родитель, находящийся остром стрессе, не желает перечислять деньги своему врагу, отчуждающему родителю. Связь с ребенком разорвана, идут бесконечные судебные тяжбы за общение с ребенком. Такой родитель будет использовать все возможные для него меры и методы для уклонения от уплаты алиментов. Или платить их по минимальному минимуму. Взывать к его родительскому долгу или нравственности бессмысленно. На войне как на войне. Не имея возможности контролировать траты алиментов, он зачастую справедливо подозревает, что его же деньги будут потрачены на борьбу с ним.
Многие проигравшие эту войну переходят в группу химически зависимых, не выдерживая горя от своей потери. Говоря по-простому, начинают спиваться.
Вторая, самая малочисленная подгруппа, это люди с расстройствами личности или близкие к ним. Психологи их определяют как людей с пограничной организацией личности. То есть они не ведут асоциальный образ жизни, а скорее наоборот, но их представления о жизни жестко полярны. Или черное или белое. Для них трудно переносима невозможность контролировать траты алиментов. Если это большие суммы, то это становится ведущей причиной нежелания платить. Как раз они часто обладают большими ресурсами, шантажируют другого родителя. Ведут бесконечные споры по разделу имущества. Дети для них просто некие объекты, которыми можно манипулировать. Именно они без проблем выплачивают большие суммы за право выехать за границу.
Третья подгруппа – люди, которых можно было бы назвать безнравственными. Но в психологии мы не даем таких характеристик. Поэтому более правильно охарактеризовать их как инфантильные личности с недостаточно развитой способностью сочувствовать, возможно, склонные к асоциальному поведению, беспорядочной половой жизни. Они не умеют нести ответственность за свои поступки. Про таких людей часто можно слышать «ребенок ему/ей не нужен». Они всеми правдами и неправдами уклоняются от выплат или максимально их занижают.
В общем, мы разобрали «Кто виноват?». Теперь переходим к вопросу «Что делать?».
С моей точки зрения, государству, заинтересованному в решении этой острой проблемы, давно пора переходить от неэффективной ковровой бомбардировки и только силовой риторики к осмысленным практическим действиям, воздействующим точечно на каждую из описанных групп неплательщиков, исходя из специфики их поведения и мотивации.
Первый шаг, который был сделан государством в 2018 году, - это снижение пени после многочисленных пикетов граждан, долги у которых доходили за счет пени до нескольких миллионов рублей и обращений в Верховный суд. Это разумное решение.
Что еще можно сделать для быстрого сокращения долга, понимая основные причины неуплаты алиментов и социальную структуру неплательщиков?
1) Объявить 100% амнистию на пени при условии выплаты основного долга в течение года;
2) Снизить сумму пени до реалистичных к выплате значений (на дворе экономический кризис);
3) Определить мораторий на выплаты во время трудоустройства человека;
4) Перечислять деньги на специальный счет, оформленный на ребенка и выдавать опекуну доверенность на право управлять счетом;
5) Предусмотреть возможность контролировать траты алиментов. Разработать удобный для всех механизм такого контроля. Достаточно запретить обналичивание алиментов, как уже сделали с материнским капиталом, и предоставить алиментоплательщику доступ к выписке по счету;
6) В случае истребования алиментов задним числом в обязательном порядке обязывать родителей проходить процедуру медиации, о которой я писал в этой статье;
7) В случае, если должник состоит на учете у нарколога, психиатра, а также является инвалидом 1 и 2 группы, разработать механизм выплаты алиментов из государственного фонда исходя из средней з/п по РФ;
8) Обязать подающих на развод родителей проходить встречу с медиатором;
9) Настроить экономику так, чтобы каждому работодателю было выгодно выплачивать з/п официально.
Возможно, прочитав эти пункты, у вас возникнет желание воскликнуть: «А не жирно будет?».
Я совершенно искренне считаю, что если есть возможность мотивировать должников не только кнутом, а положительным подкреплением, это необходимо делать. Если, конечно, стоит задача вернуть деньги детям и снизить социальную напряженность.
Здесь будет уместна аналогия с введением закона о «самозанятых». Когда государство осознало, что собрать налоги с серого сектора экономики невозможно, то появился этот очень правильный, с моей точки зрения, закон, и многие мои коллеги уже им воспользовались.
Что касается нравственной и этической стороны вопроса, то это работа для медиаторов, лидеров общественного мнения, психологов, а не для чиновников и журналистов.
К сожалению, большинство журналистов и политиков ловят на этой теме хайп и разжигают вражду между родителями.
Надеюсь, когда в нашей стране гуманитарная повестка станет основной, эти вопросы будут подняты и, наконец, решены.
Если у вас есть свой взгляд на этот вопрос или вы не согласны с автором, пишите в комментариях. Для меня это будет очень ценно.
С уважением, Дурнов Олег Васильевич
Психолог, медиатор, консультант по развитию и продвижению психологической практики в интернете. Действительный член Гильдии психотерапии и тренинга.
👉Психологический центр "Семейная Симфония".
🙌Буду рад видеть Вас в подписчиках своего канала. Приветствуются комментарии, замечания, отклики, делитесь своим опытом!
Благодаря вашим лайкам и комментариям эту статью смогут прочитать больше людей!
При копировании данного текста ссылка на источник и автора обязательна.