Найти в Дзене
На родимой стороне

Развитие угольной промышленности России. Учитываем риски

Оглавление

В этом году, правительственным распоряжением, была утверждена программа развития угольной промышленности до 2035 года.

План содержит схему перевооружения отрасли, её оптимизацию и возможности дальнейшего совершенствования.

В программе описываются и риски, которые могут встать на пути реализации выполнения плановых значений. Именно о них я бы и хотел, более подробно, поговорить.

Канско-ачинский угольный бассейн Яндекс Картинки
Канско-ачинский угольный бассейн Яндекс Картинки

Общее направление развития отрасли, обозначено как ориентация на станы АТР(Азиатско-Тихоокеанского региона). Перенос добывающей и перерабатывающей базы ближе к восточным региона страны, с возможностью вывоза через имеющуюся ж/д транспортную систему и порты. Организовывать территориально-производственные комплексы, для освоения месторождений не только как добывающих, но и перерабатывающих: углехимический, угле-технологический и энергоугольные кластеры. А на разрабатываемых месторождениях должно пройти технологическое перевооружение, и посчитана их рентабельность.

Исходя из генеральной линии, выделены следующие риски выполнения программы:

1. Нестабильность на рынках, а именно длительное падение цен. Тенденция к отказу от энергетического угля связана с введением новых норм выбросов в атмосферу и конкуренцией с газом. Это привело к тому, что цена на уголь колеблется в районе 40-50 долларов за тонну. Такая ситуация ведёт к нерентабельности вывоза добытого, а затраты составляют до 70%. Поэтому, развитие месторождений с возможностью более лёгкой и быстрой доставкой, до потребителя, выглядит оправданным.

2. Низкие цены заставляют задуматься о технологическом перевооружении отрасли. Здесь есть проблема того, что наша страна производит не всю технику, необходимую для добычи. Но даже здесь есть подвижки. Ранее публиковал статью под названием: "Горняков обеспечат отечественными машинами". Освоение производства нового оборудования первостепенная задача. Ориентация только на импортные образцы, угроза остаться вообще без добычи. Также в планах привлекать к разработке месторождений, на правах концессий, инвесторов.
Также технологическое перевооружение тянет за собой вопрос кадров. Если технику можно купить, то на решение вопроса грамотных рабочих рук, дело не одного года.

3. Пропускная способность транспортной системы. В программе четко указывается на слабые места, а именно недостаточное развитие железнодорожных путей Восточного полигона, участки БАМ, магистрали Междуреченск-Тайшет. Эта задача решается РЖД. Например, с 2019 года, увеличено финансирование по инвестиционному проекту реконструкции участка железной дороги Междуреченск-Тайшет. За 2019 год на развитие отправлено 9.3 млрд. руб., а в 2020 году инвестиции составят 14.4 млрд. рублей. А в целом, на развитие Красноярской железной дороги, за 2 года, направлено более 80 млрд. рублей.

Угольные бассейны Яндекс Картинки
Угольные бассейны Яндекс Картинки

4. Важнейшим риском является регулирование тарифов. Отсутствие строго плана тарифов на долгосрочную перспективу, при тенденции снижения цен, приводит к неуверенности в рентабельности вывоза ресурсов. Планируется установить тарифную сетку, как минимум, до 2025 года, а в перспективе и дальше.

Если обобщать, то можно сделать вывод, что программа развития проработана. Сворачивать отрасль не собираются. Постараются ей придать новый импульс развития. Да и с тезисом о загрязнении воздуха, не всё так однозначно, а с учётом современного оборудования, при сгорании угля, можно добиться выделения только углекислого газа. Также уголь является продуктом, который используется в различных отраслях. Рано его сбрасывать со счетов. У нас запасов на 500 лет.

Понравилась статья? Подписывайтесь и читайте уже опубликованные материалы!!!

А также ставьте лайки, поддержите канал!