В связи с выходом очередной экранизации посмотрела подряд новую и более старую. Рассказываю в хронологическом порядке, что, где и как, и какие мысли и впечатления после просмотров.
******************
Таинственный сад
Secret Garden (1993, режиссер Агнешка Холланд)
Ох, не любили детей в Британской империи.
Не любили, держали в черном теле. Не кормили, на свежий воздух не отпускали. Лелеяли только руками свирепых служанок, прививавшим деточкам заносчивость и самоуверенность, но никак не ласковость, не человеколюбие, не толерантность.
Деточки росли в убеждении, что им все должны, но при этом не любят ни мама, ни папа, ни какая другая какая пигалица малая.
Едет вот так из далекой Индии десятилетняя англичанка Мэри (Кейт Маберли) , потерявшая сразу обоих родителей, оголодавшая, немытая, задразненная кичливыми попутчиками. А ее мало что вовремя в порту не забирают, так экономка (Мэгги Смит) ночью за ней явилась, а Мэри сидит на ящиках одинешенька. Сверила имя, велела идти за ней (Мэри свои чемоданчики сама тащит), целую ночь везет в тряской карете. Болтает о том, что Мэри в Англии никто не ждет, сама то куриную косточку обгладывает, то яичко облупляет.
А Мэри чуть живая без ужина в кровать, досыпать.
Утром встает, руки поднимает, а никто не спешит на нее чулочки натягивать, платьишко расправлять. Злые вы, уйду я от вас.
А идти-то некуда. вот эта комната твоя, дальше не сметь!
Но какие-то вопли по ночам, а также недостаток воспитания и излишек свободного времени заставляет Мэри идти на разведку сначала по замку, увешанному гобеленами, потом по окрестным пустошам, потом по кустарникам. И никаких собак на улице - только Дикон, братик смешливой и щекотливой горничной Марты, а также вороны, козы, барашки и малиновка.
А дядя (не родной, он муж маминой сестры-близнеца) появляется очень эпизодически и не успевает даже страху нагнать.
В этой экранизации никто не молчит, все подробно обговаривается и объясняется - кто кому кем приходится, кто почему и когда покинул этот мир, почему принц Чихалья хозяйский сынок Колин не вылезает из постели, а его папа (Джон Линч) из поездок, зачем вся обслуга носит маски вблизи наследника и зачем заперли сад.
А дальше как положено - все будет хорошо силами Мэри и ее маленького отряда.
***********
Таинственный сад
(2020, режиссер Марк Манден)
Из начала XX века действие перенесли в 1947 год. Индия обретает независимость, в ней неспокойно и нездорово. Мэри (Дикси Эгерикс) лишается сразу обоих родителей, и ее вместе с другими детьми вывозят в Англию. Уже в дороге она проявляет жуткую высокомерность и недостаток воспитания. Еще и обнаруживает, что беззаботное детство кончилось.
Прибыв в поместье дяди , понимает, что никто не собирается ей угождать, вкусно кормить, одевать поутру и рассказывать сказочки. Злая экономка (Джули Уолтерс) намекает, что девочка всем в тягость, пусть сидит взаперти и не отсвечивает. И только темнокожая служанка хоть как-то проявляет сочувствие, для Мэри недостаточное, но все же.
Сутулая, плохо одетая, капризная девица, немного изучив дом - облупленный, минимум мебели, стены в росписях, вот и вся радость - проникает на участок, в лес, знакомится с лохматым псом, нарекает его Джемаймой (так звали ее выброшенную на пороге юности куклу) и наконец находит загадочную стену, заросшую лианами. За стеной оказываются натуральные джунгли, питомник диковинных растений, ручей и птички с бабочками.
Не в силах удержать рот на замке, разбалтывает секрет брату горничной Дикону, затем хозяйскому сыну Колину.
Колин не встает с кровати, капризен еще больше, чем Мэри, вопит как резаный всякий раз, когда не знает, что сказать. Но он все-таки кузен Мэри. А еще всех этих троих роднит недостаток внимания и любви взрослых.
Мэри убеждена, что мама ее не любила, и разок Мэри пожелала ей плохого. Сбылось.
Колин тоже не верит, что его любят - папа (Колин Ферт) целиком погружен в потерю жены, а от сына хочет только, чтоб он лежал в темноте и не шевелился, а то что-нибудь себе повредит или вообще yбьется.
Дикон примерно в том же положении, только отца давно нет, одна сестра.
Маленькая партизанская ячейка сплачивается и исследует дом и окрестности.
Мэри волевыми решениями пытается излечить Колина не только физически, но и от психотравмы.
И когда случается чрезвычайное происшествие, у всех открываются глаза, наступает мир и счастье.
******************
Вот как-то местами неубедительно, что ли. Много моментов, с которыми хочется поспорить.
Все эти люди, которым не до собственных детей, тут как будто все застыли в одном положении, и так проходят годы. Любящие родители должны хоть когда-нибудь проговориться, ребенку на самом деле не так много доказательств любви надо.
И вот этот пожар (2020), которого наверное нет в книге (читала давно, не помню). Они так долго по нему сновали, что должны были угopеть 18 раз. А достаточно было сразу крикнуть: "Колин в саду!"
Сюжетные решения в новом фильме гораздо более лаконичны, и как будто все менее сладенько, но и чуть менее душевно. Совсем без зефирности нельзя, это Бёрнетт, все равно что Чарская - слипаешься, но не бросаешь, ибо хочется утешительных благостных слез в конце.
Дети в начале обоих фильмов довольно противные, и я понимаю, так надо было, к тому же это такая неумелая самозащита. Потом они типа умнеют и теплеют. В принципе к детям-актерам у меня нареканий не было. в двух вариантах они очень разные, поэтому смотреть было интересно.
Визуал, конечно, в ТС-2020 красивенький, пряничный. С одной стороны - эти диковинные росписи на синих и зеленых стенах, на самом деле красивые и жутковатые. С другой - солнечно-зелено-желтое изобилие в саду, качельки, лопухи, ручеек.
Но в ТС-1993 все более блекло, даже туманно, и при этом более атмосферно, особенно что касается не дома, а сада и окрестностей. Приглушенные тона, зимне-весенняя бледность и серость, постепенное расцветание тысяч роз, руины и скульптуры, и все это очень по-английски.
В общем, понятно, зачем эту книгу каждый год так часто экранизируют.
Сильные душой деточки, которые не просто наколдовывают себе любовь, но и озаряют ею окружающее пространство вопреки традициям, очень нынче востребованы.
Атмосферные полузаброшенные замки, окруженные тайными садами, пустошами и заиндевелыми лабиринтами, неизменно интригуют.
Хорошие актеры спешат нарисоваться в каждом новом воплощении популярной классики; надо, чтоб на всех ролей хватило.
Смотреть можно, и даже с детьми. Особенно если будет кому давать пояснения и обнадеживать, что все будет хорошо, не плачьте зря.
ps. все скриншоты мои
*************************
Смотрели эти экранизации? Может, и другие тоже? Или читали?
Рассказывайте, подписывайтесь и приходите еще.