"Да это же самая сексуальная Мадонна всех времен", скажете вы (ну или не всех времен, а XV века так точно).
Еще бы, даже известный нидерландский философ Йохан Хейзинга в 1919 году отозвался о Мадонне Фуке как об образе, воплощающем "богохульный либерализм", "опасную ассоциацию религиозного и любовного", "декадентскую непочтительность".
А так ли это или все намного прозаичнее? Давайте по-порядку.
1️⃣ Агнесса Сорель.
Традиционно принято считать, что в образе Богоматери с младенцем изображена первая красавица при дворе Карла VII Агнесса Сорель. Это была очень интересная дама, Dame de Beauté.
"Прекраснейшая из женщин" (по однозначному утверждению современников, включая папу Пия II) родила королю троих детей и умерла при родах четвертого (но это не точно), сумев подружиться с законной супругой короля и даже стать ее фрейлиной.
Но! Агнесса Сорель - не только приближенная короля, мать его детей, красавица каких свет не видовал, но и весомая политическая фигура, ибо она была СОВЕТНИКОМ КОРОЛЯ.
Умерла женщина за 2 года до создания диптиха (вторая версия - отравление) и ЗАКАЗЧИКОМ БЫЛ НЕ КОРОЛЬ, а некто Этьен Шевалье (смотри вторую створку диптиха - молящийся коленопреклонный муж) - королевский казначей (отвечал за финансы).
Шевалье вообще личность прилюбопытнейшая - он считался самым честным при дворе господином, а король, и вместе с ним Сорель, назначили его своим душеприказчиком (исполнитель завещания).
Почему Шевалье заказал в образе Мадонны Сорель? Здесь все крайне туманно, но, скорее всего, их связывала теплая гуманистическая дружба (да и занимались при дворе они схожими вещами). В общем-то отсюда и ярко-красный и синий цвета - гербовые цвета короля.
Ничего нового и радикального в том, что Фуке наделил портретными чертами Сорель Мадонну нет - традиция абсолютно в духе ренессанса (смотри Филиппо Липпи, Пьеро делла Франческа и др.).
2️⃣ ФОРМА.
Во-первых, сама по себе форма диптиха, триптиха, полиптиха не новаторская, она известна со времен раннехристианского искусства.
Во-вторых, изображение Мадонны на одной створке, а заказчика - на другой встречается, например, у Мемлинга и Рогира ван дер Вейдена, и, в общем-то, тоже не нова.
В третьих, перед нами диптих очень небольшого размера - он ПРЕДНАЗНАЧАЛСЯ НЕ ДЛЯ ЦЕРКВИ, а для домашней молитвы. То есть здесь в полной мере отразилось мировоззрения XV столетия, времени, когда вера считалась неотделимой частью жизни, а у человека присутствовало маниакальное желание стать частью Священного Писания - читай откровения Бригитты Шведской, например (отсюда и портреты самих заказчиков в религиозных произведениях).
3️⃣ ПЕРЧИК в виде нагой груди.
Богоматерь восседает на троне в окружении Херувимов и Серафимов - ИКОНОГРАФИЯ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ (это про объединение небесного и земного).
Нагая грудь - ИКОНОГРАФИЯ БОГОМАТЕРИ МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦЫ (Мадонны, которая кормит грудью младенца Христа).
❗То есть НИКАКОЙ ЭРОТИКИ, БОГОХУЛЬСТВА, ДЕКАДЕНТСТВА и всего того, о чем постоянно пишут в сети.
Но, поскольку это ренессанс, в иерархии которого гуманизм, а значит человек (читай светский характер) стоял на вершине пирамиды, то, конечно, Фуке ПОДАЛ ТРАДИЦИЮ ПОД ОСТРЫМ СОВРЕМЕННЫМ СОУСОМ: его Мадонна по аристократически бледна и выглядит по моде XV века (в эпоху кватроченто высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты, а сама Агнесса Сорель была законодательницей придворной моды. Ради нее король разрешил носить бриллианты некоронованным особам. Она изобрела длинный шлейф и носила при дворе весьма фривольные наряды - облегающие платья с низким декольте, обнажавшим одну грудь). Но нет, это НЕ ОНА ввела моду на такие платья.
4️⃣ ВТОРОЙ МУЖЧИНА.
Это святой Стефан Первомученик (по-французски Этьен), узнаваемый по Писанию в руке и по изображению камня, одним из которых он был забит до смерти за христианскую проповедь в Иерусалиме (символ его мученичества). По совместительству патрон Шевалье.
Итог: в сети вы найдете тонны информации о том насколько Фуке новатор, но на самом деле он АБСОЛЮТНО В ДУХЕ ТРАДИЦИЙ РЕНЕССАНСА.
Конечно, нельзя не отметить смекалку художника, ибо "самую красивую на свете из всех красавиц" можно было изобразить только в образе Царицы Небесной и Млекопетательницы. А то, что грудь не похожа на грудь кормящей женщины, так это р̶е̶а̶л̶и̶з̶м̶ кватроченто (читай все еще сильный средневековый символизм). И НИКАКОЙ СКВЕРНЫ.
Советую к прочтению следующую статью - "Вообще-то женщина мертва".