На фоне растущего неравенства благосостояния и появления прорывных технологий, демографических проблем и набирающего обороты популизма, изменения климата и слабеющего доверия к социальным институтам руководителям во всем мире пора объединить усилия и сообща добиваться достижения целей в области устойчивого развития.
Численность населения планеты может достигнуть 8,5 млрд к 2030 году, при этом растет средняя продолжительность жизни. По оценкам, 1,1 млрд человек (что составляет почти 20 % мирового населения) живут без каких-либо документов, удостоверяющих личность, и не имеют доступа к банковским счетам или государственным услугам, таким как образование и здравоохранение. Отсутствие документов, удостоверяющих личность, также делает людей уязвимыми для торговли людьми, которая сейчас среди видов преступной деятельности занимает третье место в мире по прибыльности.
Повышается уровень автоматизации предприятий. Новые бизнес-модели на базе технологий трансформируют целые отрасли, капитал заменяет людей, и, по нашим оценкам, 30% рабочих мест в Великобритании, 38% в США, 35% в Германии и 21% в Японии могут быть автоматизированы к началу 2030-х гг. Сюда можно добавить 53% работников, считающих, что автоматизация существенно изменит их работу или сделает ее ненужной в следующие десять лет.
Люди живут дольше, но не всегда в тех условиях или с уровнем благосостояния, которых они ожидают. Стоимость здравоохранения растет каждый год, страны мира в совокупности тратят на него 8,4 трлн долларов США, что требует изменить подход к здравоохранению. Все больше совершенно новых ожиданий возлагается на отрасли и компании в таких сферах, как изменение климата, дефицит ресурсов и технологический прогресс.
Почему ЦУР?
Дело не только в том, что ЦУР могут помочь в выявлении и управлении рисками, они служат катализатором для инновационной деятельности и создания новых продуктов. ЦУР могут быть мощным инструментом для привлечения и подбора персонала из представителей нового поколения, чьи ценности соответствуют поставленным целям. А цели могут помочь в построении доверительных отношений с широким кругом заинтересованных сторон, включая инвесторов, регулирующие органы, клиентов и потребителей. Тем не менее многие компании до сих пор не приняли ЦУР, хотя они по праву гордятся и публично отчитываются за свою деятельность в области охраны окружающей среды, социальной ответственности и корпоративного управления (ESG). Комплексное принятие ЦУР дает уникальный взгляд на деятельность компании в области устойчивого развития. Оно позволяет компаниям отслеживать свой прогресс в рамках единой системы, понятной различным заинтересованным сторонам, а также позволяет им оспаривать и оценивать бизнес-стратегию как с финансовой, так и с нефинансовой точки зрения.
Стратегию устойчивого развития имеют все мировые лидеры бизнеса. Она позволяет управлять экономическими, экологическими и социальными рисками, превращая их в возможности для стабильного роста в условиях неопределенности мировой экономики и глобальных вызовов.
Результат внедрения стратегии устойчивого развития — снижение рисков и издержек, укрепление бренда, повышение общей эффективности и прибыли, что в итоге увеличивает стоимость всей компании.
Принцип устойчивого развития представляет собой комплексный подход к управлению организациями, ориентированный на создание и умножение долгосрочных экономических, социальных и экологических выгод. Это своего рода ответ на трудности, возникающие в современном мире, с которыми сталкиваются организации государственного и частного сектора.
Принцип устойчивого развития связан с ответственностью за то воздействие, которое организация оказывает на внешний мир с точки зрения бизнеса, охраны окружающей среды и социальной сферы. Сознательное управление таким воздействием позволяет снизить издержки, улучшить взаимоотношения с заинтересованными сторонами и повысить эффективность управления рисками.
Принцип устойчивого развития позволяет осуществлять эффективное позиционирование организации в условиях экономической реальности, учитывая возможные социально-экономические трудности, а также экологические возможности и риски. Осознание того, что организация функционирует в расширенных рамках, в условиях комплексного взаимодействия с группами заинтересованных сторон, позволяет ей подготовиться и эффективно использовать возможности, связанные с устойчивым развитием.
Принцип устойчивого развития обеспечивает осознание того, что вокруг каждой организации находятся заинтересованные стороны. Создание и поддержание хороших взаимоотношений с заинтересованными сторонами является важной составляющей устойчивого развития, поскольку позволяет не только наиболее эффективно управлять рисками, но и содействует развитию и повышению конкурентоспособности организации.
Принцип устойчивого развития связан с преобразованием и развитием организации, а также созданием долгосрочных преимуществ за счет использования инноваций, интеллектуального и реляционного капитала.
Преимущества для предприятий
Преобразование бизнеса и применение ответственного подхода к управлению способствует:
- Выявлению областей, создающих долгосрочные преимущества для организации
- Снижению операционных затрат в результате более эффективного управления ресурсами в рамках всей цепочки поставок
- Более эффективному управлению экономическими, социальными и экологическими рисками
- Обеспечению стабильности бизнеса благодаря хорошим взаимоотношениям с ключевыми заинтересованными сторонами
- Формированию лояльности и доверия со стороны потребителей за счет диалога и вовлеченности в процесс
Принцип устойчивого развития является своего рода ответом на трудности, возникающие в современном мире, который позволяет преобразовывать потенциальные угрозы и риски в возможности для организаций частного и государственного сектора.
Стратегия устойчивого развития
Устойчивое развитие – международный тренд. И больше всего меняются те компании, которые присутствуют на международных рынках и торгуют акциями на мировых биржах. Разрабатывая стратегию устойчивого развития, каждая компания выбирает те цели, устойчивого развития, которые лучше сочетаются с ее бизнес-моделью и позволяют ей благополучно развиваться, причиняя как можно меньше вреда и принося как можно больше пользы.
Однако к устойчивому развитию компании не всегда идут именно через благотворительные проекты. Многие компании, чтобы выполнить цели устойчивого развития, меняют операционные процессы, внедряют инновации, модернизируют производство, разрабатывают новые продукты и совершенствуют социальную политику.
С благотворительностью в наибольшей степени связаны: цель 4 (качественное образование), цель 11 (устойчивые города и населенные пункты), цель 17 (партнерство в интересах устойчивого развития) и частично цели 14 и 15 (сохранение морских экосистем и экосистем суши). В одной программе, как правило, сочетаются сразу несколько целей устойчивого развития, редко программа бывает нацелена на единственную цель.
Правильно разработанная стратегия устойчивого развития, помимо очевидного блага для общества и экологии, поможет компаниям привлечь инвесторов и клиентов, а также получить финансовую поддержку финансовых учреждений.
Несмотря на достаточно высокий уровень осознания важности устойчивого развития, многие компании порой ставят под сомнение важность экологических и социальных факторов, аргументировано доказывая значимость лишь экономических показателей. Основной вопрос в этой дискуссии занимает способность устойчивых компаний доказать, что внедрение политики устойчивого развития может быть важным «рычагом» достижения высоких рыночных результатов.
Многие компании уже разработали программы по охране окружающей среды и устойчивого развития, работающие параллельно с основной бизнес-стратегией. Но в конечном итоге, такие обособленные программы не оказывают существенного влияния на политику в реальных действиях компании и на принятые ею решения.
Инвестор, при выборе объектов инвестирования, будь-то зеленые облигации, акции или другие ценные бумаги, четко понимают преимущества инвестиций в устойчивое развитие, которые отражаются в:
– Прямом воздействии на эффективность капиталовложений — повышении эффективности и сокращение издержек в некоторых областях.
– Воздействии на фондовый рынок – эффективное управление рисками создает благоприятные условия для стабильности и роста курса акций.
– Воздействии на оценку акционерной стоимости – анализ управлений рисками, проводимый менеджментом по запросу инвесторами, повышает ценность компании в глазах стейкхолдеров.
– Нематериальной ценности – которая представляет значительную долю общей стоимости компании. Нематериальная ценность относится к «мягким» вопросам, не отображающихся в классическом отчете компании, в отличие от корп.управления, интеллектуального капитала, человеческих ресурсов, организации рабочего места и культуры. Устойчивое развитие играет важную роль в нематериальных ценностях, в частности репутации, стоимости бренда, доверия и отношения со стейкхолдерами.
Этапы разработки стратегии
Предварительный этап
- Формирование команды проекта.
- Определение ключевых целей и задач стратегии.
Исследование и оценка рисков
- Анализ лучших отраслевых практик внедрения устойчивых стратегий и конкурентный анализ на рынках присутствия.
- Оценка чувствительности заинтересованных сторон по различным аспектам устойчивого развития, анализ российского и международного законодательства.
- Исследование эффективности потребления и распределения ресурсов компании с учетом цепочки поставок.
Моделирование стратегии
- Технико-экономическое обоснование наилучших доступных технологий и решений для снижения рисков и повышения эффективности бизнеса.
- Проведение моделирования и обоснование оптимальной модели устойчивого развития с учетом нескольких сценариев и внешних факторов.
Создание организационной структуры
- Определение структуры управления, механизмов принятия решений, пересмотра, мониторинга и отчетности.
- Корректировка ключевых целей и задач стратегии устойчивого развития, установление KPI с определением степени значимости.
- Разработка программы коммуникации стратегии устойчивого развития.
Выгоды стратегии устойчивого развития для бизнеса
- Укрепление репутации на внутренней и международной арене за счет формирование образа прозрачного, эффективного и устойчивого бизнеса.
- Развитие отношений с заинтересованными сторонами, включая текущих и потенциальных бизнес-партнеров, население, акционеров и инвесторов.
- Укрепление командного духа сотрудников и менеджеров компании, повышение индекса лояльности сотрудников (eNPS).
- Повышение эффективности использования ресурсов, затрачиваемых при операционной деятельности компании (в том числе финансовых, энергетических, человеческих и информационных).
- Улучшение финансовых показателей деятельности бизнеса (ROI, ROE), повышение конкурентоспособности, укрепление позиций на рынке.
- Формирование единого понимания основных и приоритетных направлений развития бизнеса у менеджмента, акционеров и сотрудников.
- Снижение нефинансовых рисков.
- Содействие привлечению капитала путем интеграции в международные финансовые системы.
- Повышение эффективности корпоративного управления.
Подробнее:
https://www.hbs.edu/faculty/Publication%20Files/19-065_16deb9d6-4461-4d2f-8bbe-2c74b5beffb8.pdf
https://www.pwc.com/gx/en/services/sustainability/responsible-corporate-strategy.html
https://www.terrafiniti.com/sustainable-business-strategy/
https://www.lead-innovation.com/english-blog/sustainability-integrated-into-corporate-strategy
pwc.ru/ru/publications/collection/pwc-sdg-challenge-2019-rus.pdf
https://csrjournal.com/strategiya-ustojchivogo-razvitiya
Автор: Бестужева Ника IxD Capital
Все актуальные новости в мире импакта, устойчивого развития и smart-финансов на нашем официальном Телеграм-канале IxD Capital “IxD Capital | Impact Channel”: https://t.me/ixdnews
#ixdcapital #импакт #корпоративная культура #корпоративная этика #корпоративная стратегия #устойчивое развитие #оон #стратегия #финансы #инвестиции