Куда больше, чем ребёнка, книга Фрэнсис Бернетт способна изумить взрослого - полным несоответствием всем привычным канонам! По канону бедный сиротка должен узнать о своём благородном происхождении, получить титул и богатство в самом конце повествования. Но здесь это - начало.
Седрик - маленький американец, гордый своей страной - маяком человечества. Семилетний сынишка учительницы музыки вполне доволен жизнью: у него прекрасная мама, и любящая няня, и друзья любого пола и возраста, ведь он в наилучших отношениях со всеми соседями. Для полноты счастья хотелось бы только, чтобы мама меньше грустила о покойном отце, да хорошо бы ещё велосипед.
И вдруг... Из далёкой Англии прибывает порученец от лорда Фаунтлероя, ужасно богатого старика. И сообщает, что лорду приходится скрепя сердце признать сноху-американку и её ребёнка: ведь оба его сына погибли, и теперь Седрик - единственный наследник титула и состояния. Мальчик обязан переехать в Англию, в фамильный замок. Мать может его сопровождать, но жить в замке она не будет, дом ей будет снят поблизости. А на первое время мальчугану вручается такая сумма, что трудно даже придумать, на что можно потратить эту уйму денег...
Тут же у старой уличной торговки появляется своя лавочка, у чистильщика сапог - будочка, у безработного соседа - продукты, у старшего друга - золотые часы на память... А для себя? Для себя пока ничего не хочется. Однако пора в путь!
Что представляет из себя дедушка? Сборище всех пороков аристократии. Развалина, разрушенная всеми излишествами, которые могли доставить деньги. И таким, как в книге, его не решились показать ни в одной экранизации! Во всех (и особенно в нашей, в исполнении Станислава Говорухина) это чёрствый, но внутренне порядочный сноб. А у автора...
Женился он потому только, что иметь потомство - долг перед короной. Померла жена - туда и дорога. Сыновей ненавидел. Одного (отца Седрика) за то, что непохож на него, другого - за то, что слишком похож. Сынок морально разлагался, мечтая о наследстве - да и спился. На кого же из них похож внук?
Чем хуже мальчишка - тем лучше, тем больше утвердится старик в правильности своей картины мира. И деньги-то внуку даются в любом количестве для того, чтобы потерял голову от внезапно свалившегося счастья!
А внук и в самом деле рад увидеть дедушку. Старику выдаётся совершенно неожиданный аванс: мальчуган уверен, что дедушка хороший, только очень несчастный оттого, что остался без детей.
Как не восхититься мудростью матери: отлично зная цену свёкру, она не скажет о нём ни одного плохого слова. Больше того, предупредит Седрика, чтобы ничему не удивлялся, по крайней мере вслух: в Англии совсем другие обычаи. Вот например дедушка совсем не хочет разлучать внука с мамой, но это закон такой, чтобы владелец замка воспитывал наследника только сам, а мама должна жить отдельно.
И старый лорд ... теряется: его внук воспринимает свалившиеся подарки судьбы как данность, но поводов для радости не видит. Что хорошего уехать из СВОЕЙ Америки, от своих замечательных друзей, оказаться разлучённым с мамой и вынужденным привыкать к очень странным обычаям? Нет, он не жалуется, не показывает недовольства - он, кажется, готов пожалеть дедушку! Увидев, что у дедушки колени болят, Седрик с готовностью подставляет ему плечо. Опора. Можно положиться.
И Седрику предлагается привыкать к новому положению. Лорда. Хозяина. Вершителя судеб простонародья, грязного, низкого и порочного.
Но не потому ли оно порочное, что слишком бедное? Пьют? Да ведь так легче всего забыться, если никакого просвета... А если построить им добротные домики, а их детей - в школу? Можно?! Разрешил дедушка, какой он добрый!
Будь Седрик чуть постарше, он бы призадумался, как дедушка довёл "подданных" до такого состояния. И сделал бы выводы. Но он всецело захвачен своим "экспериментом". И дед досадует на то, что для внука нет никаких сословных перегородок (ему даже непонятно, что такое "старинный род"!).
Как автору удаётся не скатиться в сентиментальность? В назидательность? Не забыть, что герой ещё слишком мал для того, чтобы строить теории о богатстве и бедности, о социальной справедливости? Седрик не теоретизирует, для него каждый случай - частный, каждый человек, оказавшийся в беде, заслуживает помощи.
И совсем необязательно деньгами, иногда достаточно просто попросить дедушку отсрочить арендаторам платежи. Дедушка поймёт!
Седрик не чувствует себя счастливым, но ни ни минуту не теряет способности сочувствовать тем, кому хуже. Богатство, высокое положение - это такая возможность подставить плечо многим!
И вот уже не только арендаторы, не только пастор, но и знатные гости, глядя на мальчугана, одобрительно кивают: "Настоящий лорд".
Но внимательнее всех присматривается к наследнику дедушка. Получив неожиданное известие, что него есть ещё один внук (сын старшего сына!), он едва решается сказать об этом Седрику. И что же?
- Значит... я вам больше не нужен?
Теряя титул и состояние, он думает только о том, будет ли дедушка любить его по-прежнему! И дед,этот человеконенавистник, на мгновение теряет дар речи. А потом...
- Ты всегда будешь моим любимым внуком! Всегда!
Он и сам не ожидал, что кто-то ему будет так нужен. Не-е-т, он поборется за права маленького лорда!
И постарается сделать союзницей "эту американку", которую до сих пор не хотел и видеть. Для начала "отменит закон", согласно которому наследник обязан жить без мамы...
Автор старательно подчёркивает в своём герое раннюю мужественность. Ни малейшего намёка на "тепличность", изнеженность или бесхребетность.
Для детей - идеальный пример для подражания. А взрослому читателю тревожно за прекрасных юных героев Бёрнет, за их будущее. Вот кем может вырасти этот Седрик? Филантропом, раздавшим "бедным" своё состояние? Прекраснодушным устроителем приютов и ночлежек? Или... политиком, "знающим рецепт счастья", как минимум, для своей страны, а то и для всего человечества?
В данном, конкретном случае, ответ мы знаем, ведь у Седрика был совершенно реальный прототип. Это младший сын Френсис Бернетт, Вивиан.
Он погиб во время кораблекрушения в 1937 году: спас двух мужчин и двух женщин, прежде чем погиб сам.
Газеты писали «Смерть, достойная лорда Фаунтлероя».