Найти тему

Княгиня Ольга (часть 1). Происхождение.

По летописям, греческим и европейским хроникам Ольга носила три имени – от рождения ее звали Прекраса, а по отцу – Гостомысловна [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. - М.,1768, кн. I, ч. I, гл. 4, с. 35]. Второе имя – Ольга, она «приняла, кажется, от имени Олега, в знак дружбы его к (ней)» [Карамзин Н.М. История государства российского. - М., 2004, т. I, гл. V, с. 47]. После крещения Ольгу назвали Еленой.

Об имени Елена, принятой Ольгой, есть много мнений. Еленой звали мать императора Византии Константина. Возможно, что имя Елена было дано Ольге в честь жены Константина VII (944-959), такова была практика в IX-X веках. [Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. - М., 1993, c. 111].

Происхождение Ольги, ее этническая принадлежность и социальный статус до сих пор являются предметом множества предположений и версий, которые в общем условно делятся на северные и южные.

По исторически первой северной версии Нестора, в 903 году, когда Игорь повзрослел, он «хожаше по Олзѣ и слушаше его и приведоша ему жену отъ Пьскова, именемъ Олгу… [а] сани ее стоять в Плесковѣ и до сего дне» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 28, 59].

Правда, на основании одного из поздних списков летописи из Румянцевского музея отмечалось, что в Пскове стояли не сани, а сени. Сени – самостоятельная и основательная постройка - вполне могли сохраниться (относиться) к летописным временам Нестора.

Православная церковь, канонизировавшая Ольгу как первую равно-апостольную святую, выдвинула разновидность северной славянской версии, по которой Ольга «происходила из знаменитого рода: она была правнучка Гостомысла, того славного мужа, который начальствовал в Великом Новгороде до тех пор, пока по его совету, не был призван от Варягов на княжение русское Рюрик с братьями. Родиной Ольги была весь Выбутская, находящаяся ныне близ города Пскова, тогда еще не существовавшего» [Равноапостольная Ольга. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991, c. 3].

Архимандрит Леонид (Каверин) пишет: «Легенда «о Выбутской веси», как известно, принадлежитъ къ циклу местныхъ легендъ позднейшаго времени, когда св. Ольга уже сделалась героинею народныхъ сказокъ. В XVI веке появилось въ русской письменности пространное житие св. Ольги (Степенная книга), въ которомъ говорится утвердительно (какъ будто это было уже доказано), что св. Ольгу… «произведе Плесковская страна … отъ веси, именуемыя Выбутской, близ пределъ Немеческия власти жителей, от языка Варяжска, отъ рода не княжеска и не вельможеска, но отъ простых людей» [Книга Степенная царского родословiя [ПСРЛ, том 21 - С.- Петербургъ, 1908, c. 6]; но, говорится все это голословно, безъ всякихъ ссылокъ на какое-либо свидетельство, на основании местныхъ преданий, ни кемъ и ничемъ не проверенныхъ. Житие это приписывается (по надписанию на одномъ изъ списковъ) известному Сильвестру иерею, сперва Новгородскому, а потомъ Московскому. Такое бездоказательное мнение о месте родины св. Ольги, однакоже, было принято последующими писателями русской истории, безъ всякихъ возражений» [«Русская старина», июль 1888, с. 216].

Славянская версия вызывает серьезные трудности в оценке временных аспектов жизни Ольги. Если Ольга была по рождению Прекрасой Гостомысловной, то должна была выйти замуж за Игоря в возрасте около 100 лет.

Из летописи Нестора следует, что сын Ольги Святослав родился в 942 г., когда Игорю и Ольге было около 60 лет. Возможно, что формальный брак Игоря с Ольгой был весьма ранним. С.М. Соловьев отмечает: «Женили князья сыновей своих также вообще довольно рано, иногда одиннадцати лет, дочерей иногда отдавали замуж осьми лет» [Соловьев С.М. Соч. в 24 томах. - М.: Мысль, 1988, т. III, гл. 1, c. 13]. По «Устюжскому» летописцу, Игорь взял Ольгу, когда ей было 10 лет [Летописи Устюжские и Вологодские XVI-XVIII вв. ПСРЛ. Том 37. – Л.,1982, c. 19].

В.Н. Татищев обратил внимание на то, что легенда об Ольге - по рождению простого рода, невероятна, ведь «все князи и прежде и после женились на дочерях княжеских, а на крестьянских ни единого» [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. - М., 1768, кн. I, ч. I, гл. 4, с. 48].

Княгиня Ольга и Игорь Рюрикович
Княгиня Ольга и Игорь Рюрикович

С.А. Гедеонов, имея в виду, как ценилась знатность происхождения на княжеской Руси, пишет: «Одного ответа Рогнеды на предложение Владимира достаточно для опровержения нелепой басни об избрании Олегом в жены Игорю, неизвестной и простого рода Псковитянки» [Гедеоновъ С.А. Варяги и Русь. - СПб., 1876, ч. II, прим. 105, XXXVI]. Энгельс рассуждая о роде у германцев, отмечает несомненные пережитки отмершего матриархата, что можно «видеть в том уважении германцев к женскому полу, которое для римлянина было почти недостижимым… девушки из благородной семьи признавались самыми надежными» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 50 тт. – М., т. 21, с. 137].

По летописным православным преданиям Ольга основала Псков [1]. Случилось так, что на пустынном каменном мысе между реками Псковой и Великой было Ольге чудное знамение. Пораженная им Ольга воскликнула: «На месте сем будет церковь Святой и Неразделимой Троицы и град велик» [Карпов А.Ю. Княгиня Ольга. – М., 2009, c. 223].

Однако, сочинители версии основания Пскова Ольгой явно игнорируют то обстоятельство, что по Нестору, Ольга не могла основать Псков, ведь Игорь взял в жены Ольгу из Пскова уже тогда бывшего городом.

По Иоакимовской летописи Ольга в 948 году «послала в отечество свое, область Изборскую, с вельможами много злата и серебра и повелела на указанном от нее месте построить град на берегу Великой реки и, назвав его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая». [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. - М., 1773, кн. II, гл. IV, c. 41]. В этой же летописи озвучена разновидность северной славянской версии, по которой Ольга была «рода Гостомыслова из Изборска [Там же, 1768, кн. I, ч. I, гл. 4, с. 35]. … Княжна Изборская [Там же, 1769, кн. I, ч. II, гл. 47, с. 556] … ибо тогда Пскова еще не было» [Там же, 1773, кн. II, пр.76, с. 373].

По данным археологии, Изборск времен Ольги являл собой сравнительно небольшое скопище убогих построек размерами от 3,5х3 до 5х4 м с примитивными очагами. Древние изборяне, как и киевляне тех лет, не имели понятия о гончарном круге и лепили руками из глины свою нехитрую утварь. Спрашивается: о каких княжениях в условиях нищеты обитания идет речь?… Где эти мифические князья и княжны жили?… В жалких лачугах?... Да они рассыпались в прах, как только их раскопали.

К северным версиям относятся и ряд преданий о варяжском происхождении княгини Ольги. Имя Ольга совпадает с женским варяжским именем Хельга – значащим жена князя, княгиня-правительница. Очевидна близость варяжских имен Ольги и Олега-правителя, вдобавок, именно Олег выбрал в жены Ольгу Игорю.

Есть северные версии о немецком происхождении Ольги, как родственнице германского императора Оттона I. Эти версии объясняют связи Ольги с европейским католицизмом. Говоря в целом: «Из преданий о происхождении Ольги можно принять за верное только одно, что она была родом из северных областей» [Соловьев С.М. Сочинения в 24 томах. - М., 1988, т. I, прим. 204, с. 300].

Есть ряд южных версии происхождения Ольги, по одной из них: «Женился князь Игорь во Плескове, поя за себя княжну, именем Олгу, дщерь князя Тмутаракана Половецкого» (рукописный Синопсис Ундольского) [Бычков А.А. ... Загадки Древней Руси. - М., 2005, c. 279].

В Слове о полку Игоревом упоминается название город Плесеньск [«Злато слово», М., 1986, с. 429], возможно, возле Киева, город с таким же именем был и в Галицком княжестве. Прикарпатский Плеснеск являл собой громадное городище (VII-VIII в. -10-12 Га, до Х в.-160 Га, до ХІІІ в.- 300 Га).

В.Н. Татищев отмечает: «Также ведома у болгаров Плискова тем же именем, которым оная Плесковия (Псков) недалеко от нас в расстоянии находится» [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская - М., 1768, кн. I, ч. I, гл. 16, с. 210]. Лев Диакон называет Плиску Плискувой [Лев Диакон. История. - М., 1988, c. 73].

В одном из рукописных сборников XV века, обнаруженном в 80-х гг. XIX в. в собрании А.С. Уварова архимандритом Леонидом (Кавелиным) [2] cообщается иная, относительно летописно известной, запись под 903 годом: «Игоря же (Олегъ) ожени въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну именемъ Олгу».

Архимандрит Леонид пишет по этому поводу: Итакъ, вотъ письменное свидетельство, идущее изъ XV века, о том, что еще до написания пространнаго жития св. Ольги (въ XVI веке), и прибавим в Новгородской области, русский летописецъ во Владимирской области зналъ, что св. Ольга была родомъ из Болгарии и происходила не из поселянокъ, а была болгарская княжна. А из этого уже само собой истекаетъ заключение, что подъ Плесковымъ первоначального летописца онъ имелъ причины разуметь не Псковъ, а тотъ древний болгарский городъ Плесковъ, который был основан, какъ упоминается выше, Константиномъ Великимъ. Если же нынешний Псковъ и назывался в древности Плесковым, то не потому, чтобы онъ былъ родиною св. Ольги, а разве потому, что онъ былъ основанъ по воле св. Ольги и назван Плесковым въ честъ ея роднаго города въ Болгарии… Признав же, согласно по свидетельствам летописца XV-го века, болгарское происхождение Ольги, мы получаемъ черезъ то иное, более достоверное и целесообразное освещение важнейшаго изъ событий наше древней истории: принятия ею христианской веры; при чемъ, хотя отрывочныя, но достаточно определенные известия о ея духовном наставнике и спутнике въ Царьградъ, болгарском пресвитере иеромонахе Григории… Какъ известно, Константинъ Багрянородный въ своемъ описании приема Ольги упоминаетъ и о ея духовнике, пресвитере Григории, присутствие котораго при великой княгине, какъ легко догадаться, было не по вкусу грекамъ» [«Русская старина», июль 1888, с. 217-221].

Среди русских историков версию о болгарских корнях Ольги поддержи-вал Д.И. Иловайский [Исторические сочинения. Часть третья. - М. 1914, c. 441-444].

Обстоятельства крещения Ольги в православии также говорят о ее болгарском происхождении. Примерно в тоже время, что и Ольга, в 858 году болгарский царь Борис решился принять православие, долго лавируя между греками и католиками. По летописям, и Ольга, недовольная греками, также отправила послов к католикам. В истории тех лет нет доподлинных случаев крещения северной знати варягов в православии. Постепенно скандинавская знать язычество сменила на католицизм.

В пользу болгарского происхождения Ольги говорит внешний облик ее сына Святослава, доподлинно описанный византийским историком Львом Диаконом. Святослав предстает перед нами как этнотип смешанной крови. От матери, болгарки княжны Ольги, Святослав унаследовал южно-сарматские черты лица, а от отца, князя Игоря – ярко синие глаза викинга. [Лев Диакон. История. - М., 1988, c. 82]. Одна из жен Святослава была Предслава – болгарская княжна [Шлёцер А.Л. НЕСТОРЪ. РУСКIЯ ЛЪТОПИСИ на Древле–Славенскомъ языкъ. Часть I - СПб., 1809, c. 237].

По древнеболгарски «олга» входит в составную часть титула военачаль-ника на одной из надписей Первого Болгарского царства [Никитин А. «Олег. Князь или воевода?». Наука и религия, №6 - М., 1991, c. 36]. Из истории известно, что первым европейским славянским государством было Болгарское царство, образованное около 650 года. Первой его столицей был город Плиска (Плискува), затем Преслава, а главной военной крепостью Доростол.

[1] Предание об основании Пскова Ольгой возникло в XVI веке в Псковской редакции Жития св. Ольги Василия-Варлаама – Авт. [2] Так называемый «Новый Владимирский летописец». Обнаружен архимандритом Леонидом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, в 1887 году. Является одним из поздних списков «Повести временных лет» с изменениями, внесёнными переписчиком.

---------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.