Как артиллерийские орудия являются основным средством борьбы для линкоров и крейсеров, торпедные аппараты - для подводных лодок, то не удивительно, что основная мощь авианосца - в его самолетах.
В предыдущей публикации нами рассмотрены истребители, которые входили в состав авианосца "Хирю". Но как мы понимаем, истребители это не главный элемент в системе вооружения авианосцев, хотя и не маловажный. Вспомним, что для авианосца «Хирю» на стадии проектирования планировались разместить 73 самолета: среди которых насчитывалось 27 бомбардировщиков D1A (9 запасных дополнительно) и 9 ударных самолетов (бомбардировщиков-торпедоносцев) B5N (3 запасных дополнительно). Также планировалось разместить 9 самолетов-разведчиков C3N, которые после ввода авианосца в строй были заменены таким же количеством B5N. Таким образом, штатная ударная мощь авианосца базировалась на 45 (с запасными - 57) ударных самолетах. Предлагаем вам вспомнить эти летательные аппараты и их возможности, и начнем с пикирующих бомбардировщиков.
Пикирующие бомбардировщики
К попыткам создания пикирующего палубного бомбардировщика японцы приступили в начале 30-х, но заканчивались они крайне неудачно. Начало положили конструкторы фирмы «Накадзима», однако их N-35, D2N и RZ имели высокую аварийность и не показывали заявленных производителями характеристик. Регулярные неудачи японских конструкторов за несколько лет сложились в печальную традицию, поэтому одна из японских компаний – «Aичи» решила отправиться за перспективными идеями в Европу. В Германии японцев крайне заинтересовал созданный Э. Хейнкелем в 1932 году прототип биплана разведчика-бомбардировщика Hе.50аL. , на котором предусматривалась возможность использования 250-кг бомбы для бомбометания с пикирования. Немцы же были заинтересованы в сотрудничестве с японцами по причинам ограничений, наложенных Версальским мирным договором, которые сдерживали разработку боевой авиации.
Специально для «Aичи» был построен второй прототип самолета, и с «Хейнкель» был заключен контракт на поставку самолета под обозначением Не.66. В 1933 прототип был доставлен в Японию, где он был внимательно исследован. По итогам изучения самолета было принято решение внести ряд изменений – предусматривались замена двигателя «Бристоль Юпитер» VI на более мощный японский «Накадзима Котобуки 2 Kaй-1» (520 л.с. против 585 л.с.), добавление гака, усиление конструкции шасси и замена деревянного винта на металлический.
В таком виде самолет, обозначенный «Aичи» AB-9, выиграл конкурс на разработку пикирующего бомбардировщика для японского флота в 1934 году и был принят на вооружение под наименованием D1A (D1A1 для первой серийной модификации или «тип 94»).
Вооружение состояло из двух синхронных 7,7-мм пулеметов «Виккерс-E» (производимый в Японии по лицензии – «тип 97») и одного пулемета «Льюис» Mk.III (производимый в Японии по лицензии – «тип 92») в кормовой турели. Самолет мог нести одну 250-кг бомбу под фюзеляжем и две 30-кг бомбы под крыльями. Экипаж состоял из пилота и стрелка.
В 1935 году создается модификация самолета D1A2 с более мощным двигателем (последние произведенные 44 D1A1 уже имели двигатель с увеличенной до 710 л.с. мощностью) в 820 л.с, увеличенной площадью крыла и добавлением обтекателей шасси. В 1936 году D1A2 запустили в серийное производство, которое продолжалось до 1940 года, когда на вооружение приняли более совершенный D3A. Всего было построено 428 самолетов, что для того времени являлось абсолютным рекордом по количеству произведенных пикирующих бомбардировщиков.
На авианосцы машины впервые попали летом 1936 года после длительных тренировок пилотов на наземных аэродромах. Первым пунктом авианосного базирования для нового пикирующего бомбардировщика стал «Рюдзе» – 10 D1A проходили на нем палубные испытания. Постепенно D1A появились также на авианосцах «Хосё», «Кага» и «Акаги».
В 1937 году состоялось первое боевое применение D1A. Во время японо-китайской войны самолеты с АВ «Рюдзе», «Кага» и «Хосё» наносили удары в районе Нанкина и Кантона, в 1938 году к ним также подключились машины, базировавшиеся на «Сорю». Некоторое количество бомбардировщиков базировалось на сухопутных аэродромах. Самолеты D1A прекрасно зарекомендовали себя в боях, понеся относительно малые потери от действий противника.
Примечательный эпизод произошел 18 апреля 1938 года, когда 18 D1A с АВ «Кага» под прикрытием 3 A5M и 3 A4N атаковали цели в районе Кантона. Китайцами на перехват были последовательно высланы две группы истребителей «Гладиатор» общим количеством в 29 машин. В ходе боя было сбито 2 D1A, повреждения получили еще 2 машины. Интересно то, что экипаж одного из сбитых самолетов снял с турели самолета пулемет и с его помощью в течение часа отбивался от наступавших китайцев, пока не был подобран другим самолетом.
К 1939 году линия фронта продвинулась за пределы радиуса действия палубных пикировщиков, однако АВ «Акаги» и «Кага» продолжали оставаться у побережья Китая до 1940 года. В конце того же года D1A заменили более совершенные D3A. Устаревшие бомбардировщики постепенно переводились в учебные части, но к 1943 году они были списаны. Хотя боевая биография D1A не такая яркая, как у его преемника D3A, самолет все же стал важной вехой в развитии пилотов палубной авиации японского флота. Именно на этом самолете обучались своему делу будущие «триумфаторы Перл-Харбора», и именно этот самолет следует называть кузницей кадров японских пилотов пикирующих бомбардировщиков.
К 1936 году японский флот стал ощущать потребность в замене устаревающих бипланов D1A новым самолетом. В борьбу за правительственный контракт включились компании «Накадзима» и «Aичи». Как и в случае с D1A, конструкторы компании «Аичи» решили положиться на зарубежный опыт. Установившееся сотрудничество с компанией «Хейнкель» помогло скоординировать с немцами усилия по разработке нового самолета.
Прототип нового пикирующего бомбардировщика был создан в конце 1937 года и был оснащен двигателем мощностью 770 л.с, аналогичным установленному на D1A1. Вооружение было представлено 2x7,7-мм синхронными пулеметами Тип 97 и одним 7x7,7-мм пулеметом Тип 92 в кормовой оборонительной турели. Стандартная бомбовая нагрузка состояла из одной 250-кг бомбы под фюзеляжем; экипаж – пилот и стрелок-радист.
После проведения серии испытательных полетов (первый – в январе 1938 года) выяснилось, что мощности установленного на прототипе двигателя недостаточно. Силовую установку заменили на двигатель «Mитсубиси» мощностью в 910 л.с. Бомбардировщик был представлен на сравнительные испытания с самолетом компании «Накадзима» в 1939 году. По результатам испытаний вариант «Aичи» был принят на вооружение под обозначением D3A (D3A1 для первой серийной модификации или «Тип 99») и запущен в серийное производство (с двигателем мощностью в 1 000 л.с.).
Первое боевое применение «Вэл» произошло в Китае, где машины действовали с наземных аэродромов, однако наибольшее количество произведенных машин к концу 1940 года сконцентрировалось в 1-ом воздушном флоте, которому 7 декабря 1941 года предстояло принять участие в атаке на Перл-Харбор.
После первой победы японского флота над американским последовали и другие. Можно отметить рейд в Индийский океан АВ «Акаги», «Сорю», «Хирю», «Дзуйкаку» и «Секаку», в ходе которого палубной авиацией были потоплены британские АВ HMS «Гермес», КР HMS«Дорсетшир» и HMS «Корнуэлл», эсминец HMS «Вампир» и более 10 других различных кораблей и судов. При атаке британских тяжелых КР процент попаданий бомб с D3A1 достигал 82 % (по данным историков), что является превосходным результатом для самолетов данного типа.
Однако вскоре после первых боевых успехов встал вопрос модернизации. Была проведена замена двигателя (его мощность в итоге увеличилась до 1 300 л.с.), внесен ряд конструктивных изменений. Новая модификация получила обозначение D3A2, серийное производство началось в 1942 году. Но уже в боях за Мидуэй, битве в Коралловом море и других сражениях с американским флотом на просторах Тихого океана постепенно устаревающие «Вэлы» несли большие потери, и перед руководством японского флота стал вопрос замены бомбардировщика на новый самолет.
К 1944 году D3A начал заменяться более совершенным D4Y. Устаревшие бомбардировщики передавались в учебные части, а в конце войны D3A, как и большинство других японских самолетов, начали использоваться камикадзе. B5N и D3A стали основными палубными ударными самолетами японского флота на протяжении Второй мировой войны и основным фактором побед японской палубной авиации на просторах Тихого океана. Они же и составили основу ударной мощи авианосца "Хирю". (табл.1).
Ударные самолеты (бомбардировщики-торпедоносцы)
К середине 30-х бипланы уже не могли обеспечивать требуемых со стороны военных характеристик. Спецификация на разработку нового ударного самолета (палубного бомбардировщика-торпедоносца), созданная японским флотом в 1935 году, доказывала, что время бипланов в палубной авиации прошло. За трудную задачу по воплощению требований по созданию нового самолета активно взялись конструкторы компании «Накадзима». В январе 1937 года прототип нового бомбардировщика выполнил первый полет, развив скорость в 370 км/ч (мощность двигателя 770 л.с.) против 330 км/ч, указанных в спецификации.
Самолет нес оборонительное вооружение в виде 7,7-мм пулемета «тип 92» на турели, предусматривалась подвеска одной 800-кг торпеды, либо 3x250-кг бомб, либо 6x60-кг бомб. Экипаж состоял из пилота, бомбардира-наблюдателя и стрелка-радиста.
В таком виде бомбардировщик был представлен на конкурсные испытания. В качестве противника выступал самолет компании «Mитсубиси». По результатам испытаний прототип «Mитсубиси» показал лучшие характеристики, однако в качестве основного палубного бомбардировщика японского флота был выбран прототип «Накадзима», принятый на вооружение в том же 1937-ом году под обозначением B5N (B5N1 для первой серийной модификации или «тип 97 модель 1»). Причиной такого выбора послужил большой модернизационный потенциал, заложенный в данной машине, а также тот факт, что компания «Mитсубиси» к этому времени была загружена работой над будущим A6M. Прототип «Mитсубиси» также был принят на вооружение под обозначением B5M (B5M1 для первой серийной модификации или «тип 97 модель 2»), но использовался достаточно мало. К 1943 году все самолеты данного типа были сняты с вооружения.
В 1938 году была создана модификация B5N2 с новым двигателем мощностью в 970 л.с. и антенной стойкой, установленной над задней кабиной. Первое боевое применение «Кейт» состоялось в конце 1938 года в Китае, где самолеты использовались с сухопутных аэродромов для поддержки войск в районе Ханькоу. Но знаменитым «Кейт» сделала атака Перл-Харбора. В тот день, 7 декабря 1941 года, 94 самолета B5N в конфигурации как торпедоносца, так и бомбардировщика (с 800-кг бомбой) атаковали американский линейный флот в первой волне японских самолетов, и еще 54 «Кейта» шли во второй волне. В ходе данной атаки американцы понесли тяжелые потери, лишившись большой части линейного флота. В ходе данной атаки проявилась отличная подготовка японских летчиков – они добились 30% и 27% прямых попаданий для торпедоносцев и бомбардировщиков соответственно. В то же время встречаются и более скептические оценки, которые отмечают, что атаке японских пилотов все же не хватало скоординированности в действиях.
В дальнейшем данные самолеты применялись в рейде на Порт Дарвин, битве в Коралловом море, бою у Восточных Соломоновых островов, сражении за Мидуэй и других боях на просторах Тихого океана. В ходе большинства эпизодов боевого применения самолет демонстрировал свои хорошие боевые качества, однако с течением времени устарел и стал уступать по характеристикам новым американским машинам. С появлением у американцев новых истребителей и общим снижением эффективности палубной авиации японского флота (в первую очередь из-за острой нехватки опытных пилотов) к концу войны самолет стал легкой добычей для пилотов противника. К 1944 году устаревающие B5N стали заменяться новыми B6N. Последними эпизодами применения B5N стали отчаянные атаки камикадзе в сражениях за Иводзиму и Окинаву, а также потопление советского тральщика 18 сентября 1945 года.
Стоит отметить, что параллельно с разработкой нового палубного бомбардировщика компания «Накадзима» также вела работы по созданию палубного самолета-разведчика для японского флота. Взяв за основу конструкцию отвергнутого армией легкого бомбардировщика Kи-31, конструкторы изменили его под требования заказчика: улучшили обзор и обеспечили способность выполнять ночные полеты. Узлы и агрегаты самолета были максимально унифицированы со «старшим братом» – B5N. Унификация включала в себя, к примеру, единую силовую установку (770 л.с.). Вооружение разведчика состояло из одного синхронного 7,7-мм пулемета Тип 97 и одного 7,7-мм пулемета Тип 92 на туреле. Самолет был принят на вооружение под обозначением C3N (С3N1 для первой серийной модификации), но всего было построено 2 самолета для полевых испытаний. Обкатка самолетов в боевых условиях происходила в Китае, где по итогам двухмесячных испытаний в 1937 было обнаружено, что B5N вполне способен самостоятельно выполнять разведку. До 1940 года самолеты по-прежнему выполняли функции разведчиков, дальнейшая судьба обеих машин неизвестна.
Несмотря на подавляющее преимущество японской палубной авиации в начале войны, в конечном итоге американцы уверенно победили в противостоянии в воздухе. Причин тому можно назвать много: стратегические и тактические просчеты японского командования, задержки в разработке новых типов самолетов, а также нерациональное и неправильное их использование. Однако факт остается фактом, именно превосходные самолеты Японии обеспечили ее триумф в 1941-1942 годах.
Конечно, не все перечисленные самолеты базировались на авианосце «Хирю». В основном на его борту размещались палубные истребители А5М, А5М2, пикирующие бомбардировщики D1A2, D3A1 и ударные самолеты B5N, а в боевых действиях авианосец успел успешно и эффективно использовать известную троицу – D3A1-B5N2-A6M2. Именно с этими самолетами были связаны его триумф и его гибель.
Спасибо, не пропустите наши новые публикации.