Найти в Дзене

Дворяне Вологодской губернии. 1850 г.

Вологда. Гостинодворская площадь.
Вологда. Гостинодворская площадь.

Грязовецкий, Вологодский и Кадниковский - только в этих трех уездах сословие потомственных дворян, по многочисленности своей пользуется всеми правами, предоставленными дворянству других губерний. В Вологодском и Грязовецком уездах самая большая часть имений суть помещичьи и почти при каждом устроена господская усадьба, в которой владелец живет более или менее постоянно. В Кадниковском встречается много усадеб только в южной части, особенно по берегу Кубинского озера и к границе Новгородской губернии; северная часть уезда уже принимает характер, свойственный остальной части губернии. В огромном Вельском уезде живут всего три помещичьи семейства, хотя помещичьих имений и тут встречается довольно много, но все они на оброке. Наконец есть весьма небольшое число помещиков в Тотемском и в южной части Никольского уездов, но они живут в своих имениях только временно, врознь и не составляют в уездах своих каких-либо особого сословия. В 1843 году всего жительствующих в губернии дворян потомственных обоего пола считалось 1355, в том числе имеющих право подавать голос на выборах в губернских собраниях 111.

Относительно благосостояния Вологодского дворянства, заметим, что хотя с одной стороны оно далеко не может сравниться с дворянством некоторых низовых и новороссийских губерний, зато с другой стороны и не терпит слишком большой нужды. Суровость климата и малое плодородие почвы препятствуют развитию сельского хозяйства и значительному увеличению доходов, но отдаленность от увлекательного примера столичной роскоши и решительное отсутствие наклонности к рискованным и необдуманным спекуляциям, способствуют сбережению имений.

Вологда. Пятницкий бульвар.
Вологда. Пятницкий бульвар.

Здесь менее, чем в других местах, встречается людей, которые бы жили не по своим средствам; зиму в столицах проводят только самые богатые; большинство живет почти безвыездно в пределах своей губернии. За несколько десятков лет тому назад, жизнь в Вологде вовлекала в чрезвычайные издержки: содержание огромной и совершенно бесполезной дворни, псовая охота, картежная игра, и, наконец, разгульная жизнь, которой предавались в глуши своей русские помещики прошлого века, - все это имело пагубное влияние на благосостояние помещичьих имений. Теперешнее поколение благоразумно рассчитывает приходы с расходами: общество этого отдаленного края заключает в себе, в настоящее время, менее резких особенностей, менее пищи для постоянного наблюдения, зато представляет отрадную картину большей людкости и образованности.

Вологда служит средоточием общественной жизни не только для окрестных помещиков, но и для соседних Череповецкого и Пошехонского уездов, которые только в административном отношении связаны со своими губернскими городами. Съезд в Вологду бывает весьма значителен в зимнее время, особенно во время тамошней ярмарки, бывающей в январе месяце. Это есть эпоха городских увеселений, балов в благородном собрании и у частных лиц. Впрочем, вообще можно сказать, что эти увеселения не прививаются к Вологодскому обществу; они допускаются там, как невольное и необходимое подражание тому, что заведено в других местах. Карты составляют единственную, настоящую потребность жителей: без них они тяготятся друг другом; это есть, так сказать, единственный цемент, который связывает индивидуумов между собою в Вологодских гостиных. Впрочем, должно заметить, что обыкновение проводить зиму вместе в своем губернском городе, сближает между собою всех членов Вологодского дворянства, и между ними существует гораздо более единства в понятиях, чем там, где дворяне одной и той же губернии, проводя большую часть жизни в одной из столиц, делаются друг другу совершенно чуждыми. Здесь все коротко знакомы между собою; ничья жизнь не ускользает от надзора и обсуждения целого общества. Под словом единство в понятиях, мы не подразумеваем одного единодушия, которое весьма естественным образом не может существовать там, где умы чужды всех общечеловеческих интересов, и вращаются в тесном эгоистическом кругу городско-домашней жизни.

Вологда. Каменный мост.
Вологда. Каменный мост.

Источник: Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. Т. 2 : Северо-Восточные губернии : Ч. 1-4. – 1850-1853. Т. 2, ч. 3 : Вологодская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, ОБР. На месте, сост. Услар]. – 1850. – [6], 382, [46] с., [13] л. Табл. : табл. – На шмуцтит. Загл.: Военно-статистическое обозрение Вологодской губернии.