Всем привет! С Вами Призраки Формулы-1, и мы переехали на Яндекс Дзен! Относительно моей прошлой публикации на другом ресурсе прошло слишком много времени, у меня произошло очень много событий, но я наконец-то решил собраться с силами, и вернуться к рассказу о разных формульных "Призраках". И раз так, то сегодня мы начнём с самой безуспешной попытки покорить Большие Призы - итальянской команды Эрнесто Виты - Life Racing Engines.
Началась история команды с... закрытия. Экс-пилот Больших призов Ламберто Леони основал свою команду FIRST Racing ещё в далёком 1969 году, и с переменным успехом коллектив добрался до Международной Формулы-3000, где в 1987 году он и Габриэле Тарквини поделили между собой 8-9 места. В следующий год команда продолжила выступать в F3000, но при этом готовилась к параллельному дебюту в Формуле-1, в связи с кардинальными изменениями регламента. Всё, что из этого вышло - болид F189, созданный Ричардом Дивилой, который не смог пройти обязательные краш-тесты. Участие в Bologna Motor Show 1988 года закончилось провалом - скорость не позволила побороться даже с EuroBrun Фабрицио Барбаццы, и даже несмотря на попадание в финальный список FIA на участие в сезоне 1989 года, команда свернула свои планы на участие в Формуле-1. И тут началась история Life...
Эрнесто Вита - итальянский энтузиаст автоспорта, решил покорить Большие Призы с командой имени себя (Vita - Life, т.е. жизнь с итальянского). Для этого он выкупил никудышное шасси FIRST F189 и стал переделывать его к сезону 1990 года. А переделки были масштабными из-за второго элемента в связке шасси - двигатель.
Двигатель достался от бывшего моториста Scuderia Ferrari - Франко Роччи, одного из создателей успешного "оппозитника" Скудерии 1970-х годов. В 1980-х Франко занялся исследованиями в области конфигурации двигателей "W", и к 1989 году у него был готов движок W12. В теории, габариты двигателя слегка превышали габариты легендарных Ford Cosworth DFV (с наименованием DFR к 1990 году). А 12 цилиндров должны были давать мощность, сравнимую с Honda V12 или Renault V10. Но всё это лишь теория...
На практике, опуская ряд подробностей, ситуация вышла катастрофической. Сложно сказать, каким образом шасси прошло обязательные краш-тесты, но ей это удалось, и в стартовом листе под номером 39 значилась Life Racing Engines. Пилотом стал средний сын трёхкратного чемпиона Формулы-1 Джэка Бребема - Гэри Брэбем. Австралиец выиграл Британскую Формулу-3000 и в целом считался перспективным пилотом, но контракт с командой изначально выглядел билетом в один конец. И действительно, на предквалификации в Финиксе Гэри смог опередить только бедолаг из Coloni с их монстроузным Subaru 3512 (которую на самом деле сделали итальянцы из Motori Moderni), а отставание от ближайшего соперника составило... 35 секунд! А на этапе в Рио команда выпустила Гэри... без масла в двигателе! После такого терпение австралийца лопнуло, и его место занял Бруно Джакомелли, не выступавший с 1983 года и числившийся у Leyton House резервным пилотом.
Ситуацию это не исправило ни насколько. Если машина не ломалась, то скорость была удручающей. На этапе в Имоле команда установила антирекорд средней скорости в... 40 км/ч! Но и с такой скоростью болида хватало не больше, чем на 6 кругов! А если учесть, что в предквалификации из 9-10 человек выходило лишь четыре, то для команды это было приговором. По некоторой информации, сам Берни Экклстоун уговаривал руководство команды покинуть Большие Призы, но итальянцы упрямо "штурмовали" низы протоколов.
Если вы увидели на болиде флаг Советского Союза, то вам не померещилось. Действительно, итальянец в поиске спонсоров действительно был там! Более того, он нашёл поддержку в лице некоего Михаила Пиковского, который владел компанией "ПИК" и "собирался" принести в команду помимо поддержки оборонки Союза ещё и бюджет в несколько миллионов долларов! Кавычки здесь не лишние, команда не получила ни копейки, но при этом нанесла наклейки компании и даже флаг Союза, по соседству с итальянским триколором.
К середине сезона ситуация не улучшилась. Даже несмотря на то, что с уходом Onyx/Monteverdi из Больших Призов, и сокращении предквалификационной сессии до семи участников, для Бруно "барьер" попадания квалификации был непреодолимым. Финальной каплей стал домашний этап в Монце, где "безжизненный" Life проиграл ближайшему сопернику 25 секунд. После этого, команда решилась на замену движка на Judd V8 (а одно время руководитель команды гордился тем, что только они, да Феррари, строят движки сами!), но ситуации это не исправило. Команда закрылась за два этапа до конца сезона, пропустив "круизные" этапы в Японии и Австралии, но мало кто об этом мог жалеть.
Бруно Джакомелли за свои страдания не получил ни копейки (хотя ему предлагали в качестве "оплаты" один из движков W12, но тот лишь усмехнулся), а Эрнесто Вита из всех этих приключений получил весьма ценную находку - супругу в Советском Союзе, которая родила ему сына - Алессандро Кузькина, который стал автогонщиком, хоть и не особо успешным. Судьба шасси до определенного момента была неизвестной, пока итальянские энтузиасты не восстановили его, оригинальный двигатель, и в 2009 году Артуро Мерцарио проехал на нём на Фестивале Скорости в Гудвуде! Как можно заметить на фото, в том числе и с флагом Советского Союза.
Вот такая история получилась у самой безуспешной команды в Формуле-1. Если у Вас есть какие-то замечания и дополнения по формату - жду критику и предложения в комментариях! А с Вами были Призраки Формулы-1, до новых встреч!