За минувшие пять месяцев, начиная с июня, индекс оптимизма негосударственного бизнеса в России обвалился сразу на 14 процентных пунктов (п.п.), достигнув минимума с 2009 года. Таков результат исследования, проведенного консалтинговой компанией IHS Markit.
Большинство участников опроса сообщили, что дабы компенсировать прогнозируемый рост издержек, они готовы повышать отпускные цены, а доля компаний, готовых в ближайшие 12 месяцев к новым инвестициям, впервые более чем за десять лет оказалась ниже доли тех, кто к вложениям не готов. Об этом говорится в обзоре, имеющемся в распоряжении РБК.
Справка «Фингазеты»
Показатель оптимизма российского бизнеса IHS Markit рассчитывает как разницу между долей компаний, которые планируют увеличение своего выпуска в ближайший год, и долей компаний, ожидающих спада.
Согласно данным за октябрь текущего года это сальдо составило всего +6% в пользу ожидающих роста, в то время как в июне значение показателя достигало +20%.
Понятное дело, что на спрос и деловую активность компаний в значительной степени повлияло распространение коронавируса. Как указывает один из авторов исследования экономист IHS Markit Шиан Джонс, именно пандемия сократила ожидания бизнеса в отношении объемов производства, занятости и инвестиций. При этом, как отмечает он, осенью, на фоне сохраняющейся экономической неопределенности, настроения российского частного сектора оказались гораздо более мрачными, нежели летом.
С этой точкой зрения соглашается и главный аналитик компании «ТелеТрейд» Марк Гойхман, который напоминает, что именно в октябре наблюдался значительный скачок заражений в России, а ожидания производителей по дальнейшему сокращению спроса на свою продукцию оказывают серьезное влияние на динамику показателя.
«Тем не менее с точки зрения инвестиций на ожидание производителей влияет также деловой климат в России, который продолжает ухудшаться. Ожидания по дальнейшему снижению реальных доходов населения за счет введения новых налогов со следующего года, опасений о возможном увеличении налогового бремени на компании и физические лица в нашей стране, потенциально сокращают прибыль. В итоге компании оказываются “зажаты” между ростом издержек и снижением спроса», — сообщил он «Финансовой газете».
Вот и эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский полагает, что все причины падения оптимизма бизнеса связаны именно с пандемией, и на это никоим образом не повлияли даже две российские вакцины.
«Слишком противоречивым видится новостной фон касательно их эффективности, к тому же до полноценной вакцинации еще очень далеко. Девальвация, частичные ограничения, необходимость выплачивать в следующем году, по сути, двойные налоги вместе с “ковидными” кредитами для юридических лиц — все эти факторы влияют на отсутствие желания развивать бизнес», — указывает он.
В конце прошлого месяца президент Владимир Путин объявил, что, несмотря на рост «второй волны» Covid-19, вводить общенациональный локдаун, который грозит приостановкой деятельности предприятий и бизнеса, как это было минувшей весной, в стране не планируется. Однако бизнес, прошедший через жернова апреля — мая, по-прежнему испытывает настороженность. Так, согласно исследованию IHS Markit, сальдо между компаниями, которые прогнозируют рост цен реализации, и теми, кто ждет падения, выросло до +32%, что является самым высоким уровнем за год.
«Позитива сейчас не прибавится ни у кого, поскольку повышение отпускных цен — это как раз та самая инфляция, которой почему-то так боится Центробанк. И это при том, что продуктовая корзина и так выросла как минимум на десять процентов, реальные доходы по итогам года упадут на 10‒12%, а закупки из-за рубежа из-за девальвации выросли 20‒25%», — указывает Алексей Кричевский.
По мнению эксперта, российская экономика не начнет восстанавливаться раньше 2022 года: «С этим нужно смириться и работать в существующих реалиях. Соответственно, и настроения бизнеса не будут позитивными раньше следующего лета».
В свою очередь, Марк Гойхман уверен, что дальнейшее развитие ситуации в отечественной экономике и, соответственно, настроения бизнеса будут напрямую зависеть от того, как быстро восстановится как внутренний, так и внешний спрос.
«В текущем моменте у производителей имеются избыточные производственные мощности, поэтому говорить о каких-либо дополнительных инвестициях в развитие производства преждевременно. Сначала требуется их дозагрузка. Индикатором, свидетельствующим об улучшении ситуации в промышленности, может стать как увеличение потребления электроэнергии, которое еще в сентябре находилось ниже мартовского уровня, так и наем дополнительной рабочей силы для увеличения производства», — считает он.
А по сему, по его мнению, ситуация будет во многом зависеть от дальнейших действий российских властей по введению тех или иных ограничительных мер, вызванных распространением «второй волны» пандемии.