Приветствую постоянных и случайных читателей моего канала.
Рассказываю, как прошла вторая неделя моих занятий с детьми по книгам Шамиля Ахмадуллина "Скоросчёт".
Сложение и вычитание
Мой 7-летний сын-первоклассник занимается сложением и вычитанием.
Кстати вторая четверть в его первом классе с программой "Школа 21 век" началась с освоения умножения, сын горд, что знает её уже целый год. А вот в классе у дочки по программе "Школа России" с таблицей начали знакомиться в 4 четверти 2 класса.
У сына всё спокойно, новых заданий не появилось, лишь цифры увеличились.
Задания не кажутся сыну сложными, он справляется с ними без подсказок.
Часть заданий мне кажется слишком лёгкой и какой-то несерьёзной. Но с другой стороны, моя дочь в возрасте сына с этими заданиями не справилась бы, значит для неё такой блокнот-тренажёр стал бы реальным тренажёром. А сын пока ничему новому не учится, лишь отрабатывает уже имеющиеся навыки. Но это тоже полезно.
Стоит отметить, что на второй неделе появилось вычитание, а при сложении цифры стали бо́льшими, перевалили за несколько десятков и даже больше сотни, дочь за второй десяток только во втором классе перешла.
Сыну сложно в уме складывать такие цифры, и он, глядя на сестру, начал подхалтуривать и считать в столбик.
Умножение и деление
Моя 8-летняя дочь-третьеклассница занимается по блокноту-тренажёру "Умножение и деление". И это жесть.
В её тренажёре детям от 8 лет предлагается оперировать не только десятками, но и сотнями, даже десятками тысяч иногда, есть примеры, где делить и умножать нужно шестизначные числа.
Задачи с фигурами дочери нравятся, но приходится буквально "разжёвывать" прежде чем она соображает, как нужно мыслить.
Задачи, где нужно указать примерный ответ, не производя вычислений, дочери не даются вообще.
Любимое задание, где по результатам специально подобранных примеров таблицы умножения нужно нарисовать рисунок. Но это задание растягивается на полчаса, поэтому, учитывая сложность других задач, уложиться в 30 минут, рекомендованных автором пособия, никак не получается.
На один день книги уходит до 2 часов, поэтому делаем перерывы.
Вообще в книге много полезных арифметических приёмов, с которыми наверняка многие не знакомы (кто-то конечно знаком, но далеко не все).
На 9 день занятий, когда я уже отчаивалась и подумывала, что это слишком сложный курс для моей дочки, и его нужно отложить, вдруг пришло облегчение в виде объяснения, как можно умножать "расчленяя" числа.
Про то, что от перестановки мест множителей сумма не меняется, я помнила, а вот о том, что слишком большой множитель можно разделить на два других множителя (то есть из одного множителя сделать произведение из меньших чисел) я не догадывалась, кажется меня такому в школе не учили, а может я просто забыла.
С горем пополам осилили с дочкой этот способ.
Ещё очень тяжело даются задания, где между тремя-четырьмя числами нужно расставить арифметические знаки. Особенно тяжело, когда числа трёхзначные.
Иногда дочь со злости чёркает книгу. Иногда кричит. Иногда швыряет карандаши.
Ахмадуллинским способом умножения на 9 я давно пользуюсь, ведь легче умножить любое число на 10, а потом вычесть само число, чем умножать на 9. Но это во взрослой жизни я до этого дошла, а в школе не знала. Мои дети будут знать.
Умножение на 11 аналогично: умножить на 10 только потом прибавить само число. Хороший способ, я не догадывалась.
Но есть ещё хитрый способ умножения двухзначного числа на 11, мне о нём даже в школе упоминали, но именно лишь упоминали, поэтому он прошёл мимо меня. А тут на Дзене о нём напомнила моя читательница Лина. Теперь я не забуду, и дети мои тоже не забудут. Снова спасибо, Лина.
Может, конечно, этот способ непедагогичен, но практичен. При умножении двухзначного числа (это важно, для других чисел способ не работает) на 11, нужно это число "раздвинуть", первая и последняя цифры записываются в ответ, а средней цифрой будет сумма цифр числа: 23х11=2(2+3)3=253 или 53х11=5(5+3)3=583. Если сумма цифр числа больше девяти, то в центр записывается вторая цифра числа, а единица прибавляется к первой цифре ответа: 37х11=3(3+7)7=407 (3+7=10, поэтому в центр ответа записывается 0, а единица прибавляется к первой тройке). Надеюсь понятно объяснила. Вот ещё пример: 48х11. Поскольку 4+8 очевидно больше 10, то первая цифра ответа будет 4+1, а средняя цифра – вторая в сумме 4+8, то есть 2. Таким образом 48х11=528.
На сегодня всё.
Уже и третья неделя заканчивается, но об этом позже, надеюсь на выходных.
Спойлер: сын столкнулся с неожиданной трудностью, а дочь ожидаемо не вложилась в рамки недели, потому что у неё сейчас по две тренировки в день и нет возможности по несколько часов уделять Ахмадуллину, ведь и остальные уроки никто не отменял, хотя накануне соревнований наверно отменю.
Статьи про наши занятия по книгам Шамиля Ахмадуллина можно найти по тегу #люмэ_учимсяпоахмадуллину