Найти тему
Вижу красоту

Майя Плисецкая. Фарфор в поднесение красоте

Друзья, 20 ноября 2020 года исполняется 95 лет со дня рождения великой российской балерины Майи Плисецкой. И мне хочется акцентировать ваше внимание на фарфоровых памятниках гению танца, родившиеся у скульпторов не по заказу, а по восхищении и гордости быть современниками этого чуда воплощения высокого искусства.

В фарфоре из множества сценических образов прославились только две гениальные роли Майи Плисецкой – «Раймонды» и «Кармен». Интересно, что и в поэтическом восхищении и посвящении балерине Андрей Вознесенский также обозначает два полюса этими балетами.

ПОРТРЕТ ПЛИСЕЦКОЙ. 1966

В её имени слышится плеск аплодисментов.

Она рифмуется с плакучими лиственницами,

с персидской сиренью,

Елисейскими полями, с Пришествием.

Есть полюса географические, температурные,

магнитные.

Плисецкая – полюс магии.

Она ввинчивает зал в неистовую воронку

своих тридцати двух фуэте,

своего темперамента, ворожит,

закручивает: не отпускает.

Есть балерины тишины, балерины-снежины —

они тают. Эта же какая-то адская искра.

Она гибнет – полпланеты спалит!

Даже тишина её – бешеная, орущая тишина

ожидания, активно напряжённая тишина

между молнией и громовым ударом.

Плисецкая – Цветаева балета.

Её ритм крут, взрывен.

* * *

Мне кажется, декорации «Раймонды»,

этот душный, паточный реквизит,

тяжеловесность постановки кого хочешь

разъярит. Так одиноко отчаян её танец.

Изумление гения среди ординарности —

это ключ к каждой её партии.

Крутая кровь закручивает её. Это

не обычная эоловая фея —

«Другие – с очами и с личиком светлым,

а я-то ночами беседую с ветром.

Не с тем – италийским

Зефиром младым, —

с хорошим, с широким,

Российским, сквозным!»

Впервые в балерине прорвалось нечто —

не салонно-жеманное, а бабье, нутряной

вопль.

В «Кармен» она впервые ступила

на полную ступню.

Не на цыпочках пуантов, а сильно,

плотски, человечьи.

«Полон стакан. Пуст стакан.

Гомон гитарный, луна и грязь.

Вправо и влево качнулся стан…

Князем – цыган. Цыганом – князь!»

Ей не хватает огня в этом половинчатом

мире.

«Жить приучил в самом огне,

сам бросил в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе – я сделала?»

Так любит она.

В ней нет полумер, шепотка, компромиссов.

Лукав её ответ зарубежной корреспондентке.

– Что вы ненавидите больше всего?

– Лапшу!

И здесь не только зарёванная обида детства.

Как у художника, у неё всё нешуточное.

Ну да, конечно, самое отвратное —

это лапша,

это символ стандартности,

разваренной бесхребетности, пошлости,

склонённости, антидуховности.

Не о «лапше» ли говорит она в своих

записках:

«Люди должны отстаивать свои

убеждения…

…только силой своего духовного “я”».

Не уважает лапшу Майя Плисецкая!

Она мастер.

«Я знаю, что Венера – дело рук,

ремесленник, – я знаю ремесло!»

Вершиной карьеры Майи Плисецкой стал балет «Кармен-сюита», написанный специально для неё Родионом Щедриным и поставленный на сцене Большого театра кубинским балетмейстером Альберто Алонсо.

«Танцевать Кармен мне хотелось всегда, — признавалась балерина. — Ну не с самого раннего детства, разумеется, но так давно, что первый импульс и припомнить не могу. Разве что выдумать?.. Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно — то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах — образ Кармен являлся первым». В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет. Спектакли шли в Лужниках — не в Большом. «С первого же движения танцоров меня словно ужалила змея. До перерыва я досиживала на раскалённом стуле. Это язык Кармен. Это её пластика. Её мир». В антракте она бросилась за кулисы и, разыскав Альберто Алонсо, без всяких предисловий, даже не поздоровавшись, выпалила: Альберто, вы хотите поставить «Кармен»? Для меня?» ... Мечта сбылась в рекордные сроки — уже 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра состоялась премьера «Кармен-сюиты». Прекрасные декорации создал знаменитый театральный художник, двоюродный брат Плисецкой, Борис Мессерер.

Майя Плисецкая как-то на досуге подсчитала, что станцевала «Кармен-сюиту» около трёхсот пятидесяти раз. Но больше всего Майю Михайловну порадовал тёплый приём спектакля испанским зрителем. «Когда испанцы мне крикнули «Оле!», я поняла, что победила», — призналась она.

Подробнее: Мария Баганова. «Майя Плисецкая». Глава 11: «Кармен!»

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив