Почему я не пишу исторических романов? С образованием историка, с воображением и склонностями писателя, казалось бы, сам Бог велел?
Увы! Чем более мы узнаем, тем шире и безбрежнее пред нами предстает область нашего незнания. Страшно писать художественный текст, даже оставшись в области своей узкой специализации. А если выйти из нее, хотя б на шаг…
Был такой востоковед-медиевист Игорь Всеволодович Можейко. Говорят, крепкий, хороший историк. Юго-восточной Азией занимался. А еще он писал увлекательную детскую фантастику! Писал под псевдонимом, «чтоб вдруг не уволили». Этот псевдоним – Кир Булычев – узнала вся страна.
Однако он писал – под настоящей фамилией – и научно-популярные работы. Среди них большой и заслуженной популярностью пользуется книга «1185 год». Автор решил описать весь мир (точнее, Старый свет) в конце XII века – что в это время происходило в Китае, на Ближнем Востоке, в Западной Европе, на Руси…
Главным героем «русского» очерка Можейко стал (как нетрудно догадаться по дате «1185») князь Игорь Святославич – герой «Слова». Автор рассказывает в увлекательной форме его биографию – что Игорь с детства мог видеть, думать, чувствовать. Какие события происходили вокруг…
Читаем: матерью князя была половчанка… Стойте! Князь Игорь родился в 1151 году, его отец женился на дочери хана Аепы в 1108 году. Если брак с половчанкой заключил действительно отец, а не дядя Игоря Святославича (неясно, как в этом случае толковать текст летописи), то эта половчанка никаким образом не могла стать матерью героя «Слова». Есть достоверное известие, что отец Игоря (во второй раз?) женился в 1136 году Новгороде. Скорее всего, мать героя «Слова» была дочерью новгородского боярина. Это, конечно, разрушает яркую картинку «Игорь шел войной на родственников матери».
Дальше! Половцы нападают на окрестности Чернигова.
«У берега и дальше к горизонту, где лежали черниговские деревни, поднимались столбы дыма: враги разграбили все левобережье Десны».
И когда половцы ушли,
«лишь черные трубы сгоревших домов за рекой напоминали о недавнем страхе».
Постойте… Игорь Всеволодович! Какие почерневшие печные трубы?!
Это в Великую Отечественную войну, когда немцы сжигали украинские деревни, от домов – трубы оставались. Яркая картина – тот, кто видел эти трубы, много раз о них рассказывал.
А в деревнях XII века «печных труб» не было и не могло быть. В домах стояли печи-каменки, они топились по-черному. Вроде бы, широко известный факт…
Дальше рассказывается, как в возрасте 13 лет Игорь потерял отца и началась борьба за власть. Отец (Святослав Ольгович) правил в Чернигове, но не сумел передать княжество детям. Власть в городе захватил Игорев двоюродный брат… Коварный епископ обидел вдову и сироток, перешел на сторону противника. Мать Игоря пыталась скрыть смерть мужа, чтобы успеть собрать силы, но проиграла борьбу…
В принципе, этот эпизод изложен по летописям, Игорь Можейко его не придумал. Но есть деталь! Мог ли, по древнерусскому праву, отец князя Игоря передать Чернигов детям?
Нет.
Система наследования была удельно-лествичной – от брата к брату, а затем – к старшему сыну старшего брата. Если князь Святослав Ольгович умирает, стол в Чернигове должен достаться не его сыновьям, а старшему племяннику (Святославу Всеволодовичу), который и занял княжеский стол. А «бедная вдова» (мать нашего героя князя Игоря), если действительно пыталась закрепить Чернигов за детьми, была нарушителем порядка. «Злые люди бедной киске не дают украсть сосиски»…
Такие ошибки автор допускает всего на нескольких страницах!
Но если бы, допустим, я решил бы написать красивое художественное полотно на тему Руси XII века? Ошибки были бы другие, но, полагаю, их было б не меньше.
«Печные трубы» в древнерусских зданиях весьма коварны. Они неизбежно возникнут и дадут о себе знать, если какая-то страна или эпоха не является темой вашей специализации, если вы не посвятили этой теме жизнь…
Все мои статьи можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
Вокруг Кремля XVI-XVII веков – прогулка с Васнецовым
Фотопрогулка по разрушенной Москве (ул. Москворецкая)