Окамото Таро (1911-1996) - талантливый японский художник, яркий представитель современных жанров - сюрреализм и авангардизм.
Ему принадлежит знаменитая фраза: "Искусство - это взрыв!"
Семья художника
Окамото Таро родился деревне Такацу, префектура Канагава, в творческой богемной семье известного художника манги Окамото Иппея и писательницы и поэтессы Окамото Каноко.
Он был старшим сыном, у него были младшие брат и сестра, но они умерли, в возрасте около двух лет.
Мать Таро не занималась домашним хозяйством и уходом за детьми, вела богемный образ жизни. Любовник матери жил вместе с ними - это была полиаморная семья. Иппей не хотел развода, поэтому не перечил жене, заливая обиду осаке. А любовники прекрасной поэтессы Каноко менялись, на смену одному "старому", приходила пара новых.) Подобные полиаморные семьи не были редкостью у творческих людей, их создавали и известные русские писатели-Маяковский и семья Брик, Тургенев и Виардо, Некрасов и Панаевы. "Таковы почти все лирики…", - как написал в своем очерке Корней Чуковский. ("Подруги поэта"/Минувшие дни. 1928.№2.)
Когда Окамото Таро поступил в начальную школу в Аояме (Токио), он не смог адаптироваться и за один год сменил четыре школы.
В младших классах средней школы Таро намеренно стал изгоем, его не воспринимали ровесники, а ему это и не нужно было - он защищал свой творческий внутренний мир.
Мать внушила ему, что он должен жить в своем мире, в мире искусства, не имея ничего общего с обычными людьми и мирскими делами.
Однако, жизнь вносила свои коррективы, и этот мир постепенно рушился...
В детства Таро хорошо рисовал и после окончания известной детской школы Кэйоу, он поступил в престижную токийскую школу изящных искусств.
Через полгода Таро оставил учебу, переехав с родителями и двумя молодыми сожителями матери в Европу, в Париж (1929 г.).
Поиск творческого пути
В Париже Окамото Таро изучал этнологию в Сорбонне и искал свое направление в искусстве.
Более всех ему было близко творчество Пабло Пикассо, его он считал единомышленником и другом.
Несмотря на то, что Окамото Таро всегда был одинок, в Париже он нашел единомышленников и был принят в Abstraction-Création- международное объединение художников-модернистов, Андре Бретон пригласил его принять участие в первой международной выставке сюрреалистов.
Кроме того, у него сложились тесные отношения с писателями-сюрреалистами того периода и с радикальным мыслителем Жоржем Батаем.
После нападения Германии на Францию (1940 г.) Окамото Таро вернулся в Японию, и в возрасте 31 года был мобилизован на фронт, воевал в Китае.
"Израненная рука"
Одна из картин Окамото Таро, написанная в стиле сюрреализма, произвела на меня особо сильное впечатление - это "Израненная рука" (1936г., восстановлена в 1949 г.)
Художник написал эту картину в 25 лет. Это одна из самых его известных работ парижского периода. Многие считают, что на ней он изобразил себя.
Первое, что бросается в глаза на этой картине - огромный красный бант. Бант - некий символ, который часто встречается в работах Окамото Таро.
Что означает на картине этот огромный бант?
Каждый воспринимает по-своему.
Можно принять эту ярко-красную ткань, завязанную в бант, за символ лихой жизненной силы и за желание противостоять чему-то.
Сильная рука сжатая в кулак, кожа на руке, вырезанная розовыми полосами через равные промежутки, - все это изображено художником настолько реалистично, что происходит эмоциональный резонанс и реально ощущаешь боль художника - его одиночество, печаль, гнев, страдание...
Но кажется, что художник не пытается убежать от этой боли, он принимает ее, терпит, показывая, что не надо бояться страданий и одиночества, ведь у каждого есть своя яркая жизненная сила и способность противостоять.
А символ этой отважной жизненной энергии - красный бант!
Накано Ясуо - директор художественного музея Окамото Таро в городе Кавасаки считает, что картина передает атмосферу предвоенной тревожной эпохи и раскрывает внутренний мир ее автора, "разрывавшегося" тогда между Японией и Западом.
Окамото Таро написал "Израненную руку" перед мобилизацией на фронт.
Все его довоенные картины были уничтожены бомбежками, "Израненная рука" (или "Поврежденная рука") была заново им написана в 1949 году.
"Миф о завтрашнем дне"
Другая необычная картина - гигантская десятиметровая фреска "Миф о завтрашнем дне". На ней художнику удалось запечатлеть момент ужаса атомного взрыва.
У этой картины (фрески) есть своя история:
В 1967 году мексиканский бизнесмен попросил Окамото Таро написать фреску, чтобы украсить вестибюль нового отеля.
Художник согласился, работа над картиной, которую он назвал "Миф о завтрашнем дне" продолжалась с 1968 по 1969 год, примерно, в то же время создавалась и "Башня Солнца".
Окамото Таро часто посещал Мексику, там он писал эту огромную уникальную картину, и она была почти завершена в 1969 году.
Фреску сразу же разместили в холле отеля.
Но дела у заказчика вдруг пошли плохо, отель остался недостроенным, а фреска пропала без вести.
"Миф о завтрашнем дне" был найден лишь 38 лет спустя, в 2003 году. Картина была сильно повреждена.
Из Мексики ее перевезли в Японию и реставрировали.
Поиском и реставрацией картины усердно занималась приемная дочь художника - Тосико.
Приемная дочь
Надо сказать, что до знакомства с Хирано Тосико Окамото Таро был очень одиноким человеком. Хоть его всегда и окружали молодые красивые девушки, женат он никогда не был - не мог встретить родственную душу.
Именно Тосико стала его родственной душой и правой рукой, и секретарем, и приемной дочерью, оставаясь преданной художнику до самой его смерти.
После смерти Окамото Таро она руководила восстановлением всех его незавершенных работ, создала музеи в мастерской и в доме художника.
По ее словам Окамото Таро был очень добрым и веселым человеком.
Именно Окамото Тосико распорядилась поставить на могилу художника его работу - "Послеполуденное солнце". По ее словам такое же детское лицо было у ее приемного отца, именно так он любил сидеть, подпирая щеки и улыбаясь.
#абстракционизм #сюрреализм #художник
Статьи:
* "Дерево жизни внутри Башни Солнца, Осака, Япония. Показываю необычный арт-объект"
* "О трагедии 2007 года в парке развлечений, Осака, Япония. Идем к башне солнца"
* "Башня Солнца. Всемирная выставка 1970 года в Осака. Гордость за СССР"
* "Прогулка по ночным улицам Осака. Фоторепортаж"
* "Ресторан в городе Осака, где готовят блюдо "что люблю, то и жарю" - окономояки"
* "Как готовят тунца на японском базаре, прогулка по ночному городу Kouchi"
* "Япония. Закат в городе Kouchi у стен древнего замка"
* "Прогулка по Kouchi - городу на берегу океана. Едят ли японцы дельфинов, символы и легенды города"
* "О. Ики - японский Крым"
* "Окинава, о. Ищигаки - тропический рай"
* "Мое любимое место отдыха в Японии"
* "Горячий источник деревни Нагаю и легенда о нём"
Видео - "Подвесной мост в деревне Куроги"