Найти тему
Николай Кулаков

Смелый десант. Как сотня советских бойцов пленила 12 тысяч гитлеровцев на острове Борнхольм

Оглавление



После смерти Гитлера приказы немецким солдатам и морякам стал отдавать гросс-адмирал  Карла Дёниц. Это он призывал 8 мая 1945 года всех военнослужащих Третьего Рейха сложить оружие и прекратить сопротивление противнику. Но в Норвегии и в Курляндии немцы сдаваться не собирались. Немецкая военная радиостанция с острова Борнхольм  посылала радиограммы, которые требовали у капитанов судов, перевозивших солдат из Курляндии,  выполнять рейсы как можно быстрее. Причина была понятной многим солдатам вермахта. Никто не хотел попасть в сибирские лагеря. Немцы, прибывавшие на перевалочную базу на острове Борнхольм, ждали появления англичан, которым и следовало сдаваться.
За годы войны  датский Борнхольм сильно укрепили. Это была стратегически важная точка, прикрывавшая подходы к Датским проливам, а Померанскую и Мекленбургскую бухты. На Борнхольме был построен  военный аэродром, прикрытый  береговыми и зенитными батареями, действовало много  радиолокационных, гидроакустических и пеленгаторных станций. В конце войны остров стал промежуточным пунктом для дозаправки вывозивших солдат из Курляндского «котла»   мотоботов, катеров и самоходных барж.Гарнизон и прибывавшие части не подчинились приказу гросс-адмирала не только 8-го, но и 9-го мая. С окопавшимися немцами надо было что-то делать. Народный комиссар Военно-Морского флота СССР адмирал флота Николай Кузнецов предлагал Сталину захватить Борнхольм силами флота и десантами. Были подключены войска 2-го Белорусского фронта. Для высадки на остров направили бойцов 18-й стрелковой дивизии. Но для проведения операции, как выяснилось, было маловато переправочных катеров. Тогда решили немцев на Борнхольме взять на испуг.План был такой. Сначала остров будет подвергнут авиационному налету. Затем у берега появится на катерах рота стрелков. Если Одной роты для демонстрации серьезности намерений  советского командования окажется маловато, то ее подкрепят полком. Так и было сделано. Немецкие корабли на подходе к острову, а также сам Борнхольм  бомбили 7  и 8 мая штурмовики авиации Балтфлота.  Затем был передан приказ гарнизону выполнить указание адмирала Дёница о капитуляции германских вооружённых сил.Морской десант РККА и БалтфлотаНо немцы игнорировали призывы. Более того на Запад уходило несколько сот мелких судов с солдатами и офицерами вермахта. Из Кольберга к Борнхольму послали шестерку торпедных катеров с задачей захватить остров. Коменданта приказывалось привезти в Кольберг. Командовал стрелковой ротой и экипажами катеров  начальник штаба базы капитан 2 ранга Дмитрий Шавцов. Он был обязан  принять капитуляцию гарнизона Борнхольма.
По пути катера напоролись в тумане на немецкую самоходную  баржу и четыре мотобота с солдатами вермахта. Немцы сдались без сопротивления. На острове рота высадилась без потерь. К своему удивлению бойцы Шавцова увидели, что немцев в порту Ренне громадные толпы. Они чернели на окружавших  порт холмах. Солдаты вермахта были при оружии и амуниции, в полном боевом порядке. А советских стрелков было всего 108 человек. Шансов на успех в бою у них был совершенно призрачный.Капитан Шавцов все же отдал приказ занять оборону. Приготовили гранаты, увидели ехавшую легковушку. В машине оказался датский губернатор  острова. Он заверял Шавцова, что датчане только и ждали прихода советских солдат. За губернатором появился адъютант коменданта гарнизона генерала артиллерии Рольфа Вутмана. На ломаном русском офицер сказал, что русским дается только четверть часа, чтобы убраться вон. Иначе всех их просто перестреляют. Но на такой наглый приказ у шавцова был веский аргумент. Он просто объяснил приехавшему немцу, что если будет сделан хоть выстрел, то через час остров будет стерт массированной бомбежкой. Никто не уцелеет. Так что капитуляция или смерть.В этот момент, будто в подкрепление слов Шавцова, среди туч показалось звено советских ИЛ-2. Немец развернулся и поехал к своему начальству. Генерал Вутман рад был бы сдаться. Он уже побывал под Сталинградом, знал, что русские слов на ветер не бросают. Но ему противоречил капитан 1 ранга Герхард фон Кампц, который считал, что надо биться до последнего патрона.Зоны оккупации и остров БорнхольмПока шли дебаты в немецком штабе, советские десантники времени не теряли, перерезали каналы связи,  забаррикадировали телеграф. Им помогали датчане. Население острова никак не хотело погибать под бомбами.  Вечером 9 мая гитлеровцы на Борнходьме все же решили капитулировать. Правда, некоторые решили рвануть в Швецию на подручных лодках, катерах. Всего таких оказалось до 800 солдат  и офицеров. Преодолеть 35 километров до шведского берега им не удалось. Ночью суденышки импровизированного флота были перехвачены советскими катерами. Всех беглецов вернули в Борнхольм.
Вскоре на остров высадились части 132-й стрелкового корпуса 19-й армии под командованием генерал-майора Ф.Ф. Корoткова. Под руководством советских офицеров был налажен порядок на острове. Пленные сдали оружие 10 мая 1945 года.Под советской властью датский Борнхольм находился почти год. Моряки Балтфлота убрали мины на подступах к порту. Население было поддержано продуктами, были приняты меры к восстановлению рыболовства, местным рыбакам выделили топливо из запасов Балтийского флота. Через месяц после капитуляции немцев остров посетил датский кронпринц Фредерик с супругой. Он высказал благодарность советским бойцам и командирам за помощь и за освобождение острова от нацистов. 5 апреля 1946 года Борнхольм был передан властям Датского королевства, а советские бойцы и моряки покинули порт.Датский кронпринц Фредерик (в белой фуражке) с супругой Ингрид (с букетом) на острове Борнхольм 18 июня 1945 года.Артиллерист  Дмитрий Семенович Шавцов за Борнхольмскую операцию был награжден орденом Красного Знамени. После 1945 года он  преподавал в Военно-морской академии, стал кандидатом наук, доцентом. Земной путь завершил  в 1992 году в Санкт-Петербурге на 88-м году жизни. Генерал Рольф Вилли Вутман  был осужден к  25 годам заключения в ИТЛ. Но в 1955 году освободился, вернулся в ФРГ. Умер в Миндене в 1977 году в возрасте 86 лет. Дольше всех прожил капитан    Герхард Курт фон Кампц. Хотя его и осудили и даже признали военным преступником, но после амнистии в 1954 году он смог жить в Западной Германии безбедно, дожил до 96 лет.