Вот смотришь на Италию и думаешь, вроде все как обычно. Муссолини, корпорации, однопартийная система, идеология... а в искусстве-то свобода. Конечно, относительно Советского Союза и Третьего Рейха. Однако для тоталитарного государства, причем первого на Земле, творческая свобода - довольно странное явление. Но откуда? Как основатель фашизма Муссолини мог такое допустить?
На самом деле, как ни странно все довольно логично. Итальянский менталитет всегда имел особую связь с искусством. Именно в Италии эпохи Возрождения художник превратился из средневекового ремесленника в творца, играющего по своим правилам (вспомните сложный характер Микеланджело). Постепенно такое отношение к создателям искусства переросло в уважение к самому свободному творческому процессу. Тем более любой итальянец, в том числе и Муссолини, проживал жизнь в окружении произведений искусства, при чем разнородного. Италия просто усыпана памятниками абсолютно непохожими по стилю.
Менталитет просто не мог не повлиять на любой режим, возникающий в стране. Отсюда и плюрализм в искусстве, которое и не должно быть понятным для всех. В Италии это осознавало большинство людей, исторически уважающих свободу искусства. Авангардный стиль футуризма, который клеймили в СССР и Третьем Рейхе, в Италии органично совпадал с жестким движением фашизма в будущее.
Поэтому при Муссолини не было как такового обязательного стиля. В живописи спокойно сосуществовали и радикальный футуризм, и метафизическая живопись, близкая к сюрреализму. Однако в период сближения с Германией, где господствовал единый имперский стиль, эксперименты в искусстве значительно снижаются. Авангардный стиль футуризма, идейно соответствующий прогрессивности фашизма, как третьего пути между капитализмом и коммунизмом, начинают постепенно заменять стилем литторио (переработанный неоклассицизм), так как в Третьем Рейхе авангардные стили считались "дегенеративными". Однако в целом искусство в 1930-е гг. сохраняет намного большую свободу, чем в соседней Германии.
Стиль литторио делает центральным образом искусства ликтора (носитель фасций - символа власти). Этот древнеримский мотив сквозит почти всюду. Однако фашисты стремились не возрождать старое, это невозможно, ведь фашизм - это прогресс, отрицающий все предшествующее и смотрящий только вперед. Они хотели модернизировать вечные образы Рима (граждане, римский орел, фасции) и актуализировать актуальные темы (режим Муссолини) в искусстве.
Особое место среди худ. образов занимал вездесущий и бесконечный профиль Дуче Муссолини. На футуристических картинах его суровые очертания встречаются практически постоянно. Это неудивительно, лидер фашистов был символом новой машинной эры. И хотя Маринетти, предводитель футуристов, думал, что нашел в фашизме живое воплощение своей идеи будущего, во время войны он попадает в немилость. Муссолини нужен был Гитлер, "ничего личного".
В целом можно сказать, что Италия при Муссолини - уникальный случай плюрализма в искусстве тоталитарных стран. Все творцы могут творить как захотят, ведь их творчество - служение режиму.
Представляю вашему вниманию не менее интересные публикации:
Красная площадь Третьего Рейха
Почему кажется, что в Средневековье не умели рисовать?
Почему в Средневековье люди игнорировали жизнь?
Всегда ли Европа была лучше всех?
Фашистская архитектура Муссолини
Почему фашизм оказался лучше в Испании?
Кто защищал социализм Гитлера?
Почему Культурная революция Мао - главное событие XX века?
Если вам понравилась статья, не оставайтесь равнодушным. Лайк и подписка - лучшая поддержка для любого канала на Яндекс Дзен. Я часто пишу про необычные вещи и вопросы в искусстве, ответы на которые найти непросто. Жду вас на своем канале и до встречи в следующей статье!