Найти тему
Todo el mundo :)

Живопись фашистской Италии несвободная?

Вот смотришь на Италию и думаешь, вроде все как обычно. Муссолини, корпорации, однопартийная система, идеология... а в искусстве-то свобода. Конечно, относительно Советского Союза и Третьего Рейха. Однако для тоталитарного государства, причем первого на Земле, творческая свобода - довольно странное явление. Но откуда? Как основатель фашизма Муссолини мог такое допустить?

Alessandro Bruschetti "Синтез фашизма" 1935 год. Как видно, актуальные для фашистской италии образы обелиска Муссолини (слева) и его самого (в центре) помещены в футуристичное движение полотна.
Alessandro Bruschetti "Синтез фашизма" 1935 год. Как видно, актуальные для фашистской италии образы обелиска Муссолини (слева) и его самого (в центре) помещены в футуристичное движение полотна.

На самом деле, как ни странно все довольно логично. Итальянский менталитет всегда имел особую связь с искусством. Именно в Италии эпохи Возрождения художник превратился из средневекового ремесленника в творца, играющего по своим правилам (вспомните сложный характер Микеланджело). Постепенно такое отношение к создателям искусства переросло в уважение к самому свободному творческому процессу. Тем более любой итальянец, в том числе и Муссолини, проживал жизнь в окружении произведений искусства, при чем разнородного. Италия просто усыпана памятниками абсолютно непохожими по стилю.

"Италия между искусством и наукой" М. Сирони 1935 г.
"Италия между искусством и наукой" М. Сирони 1935 г.

Менталитет просто не мог не повлиять на любой режим, возникающий в стране. Отсюда и плюрализм в искусстве, которое и не должно быть понятным для всех. В Италии это осознавало большинство людей, исторически уважающих свободу искусства. Авангардный стиль футуризма, который клеймили в СССР и Третьем Рейхе, в Италии органично совпадал с жестким движением фашизма в будущее.

"Пылающий город" Д. Доттори 1926 г. передает каждый момент движения огня.
"Пылающий город" Д. Доттори 1926 г. передает каждый момент движения огня.
Туллио Крали "Городской пейзаж" 1939 г. также воспевает прогрессивное будущее Италии.
Туллио Крали "Городской пейзаж" 1939 г. также воспевает прогрессивное будущее Италии.
Туллио Крали был основоположником аэроживописи, воспевающей скорость авиации через такие необычные ракурсы, как кабина пилота.
Туллио Крали был основоположником аэроживописи, воспевающей скорость авиации через такие необычные ракурсы, как кабина пилота.

Поэтому при Муссолини не было как такового обязательного стиля. В живописи спокойно сосуществовали и радикальный футуризм, и метафизическая живопись, близкая к сюрреализму. Однако в период сближения с Германией, где господствовал единый имперский стиль, эксперименты в искусстве значительно снижаются. Авангардный стиль футуризма, идейно соответствующий прогрессивности фашизма, как третьего пути между капитализмом и коммунизмом, начинают постепенно заменять стилем литторио (переработанный неоклассицизм), так как в Третьем Рейхе авангардные стили считались "дегенеративными". Однако в целом искусство в 1930-е гг. сохраняет намного большую свободу, чем в соседней Германии.

"Корпоративная Италия" М. Сирони 1936 г. - пример ориентации на образы Древнего Рима.
"Корпоративная Италия" М. Сирони 1936 г. - пример ориентации на образы Древнего Рима.

Стиль литторио делает центральным образом искусства ликтора (носитель фасций - символа власти). Этот древнеримский мотив сквозит почти всюду. Однако фашисты стремились не возрождать старое, это невозможно, ведь фашизм - это прогресс, отрицающий все предшествующее и смотрящий только вперед. Они хотели модернизировать вечные образы Рима (граждане, римский орел, фасции) и актуализировать актуальные темы (режим Муссолини) в искусстве.

Муссолини стоит на фоне ликтора с фасцией, что означает силу фашистского государства.
Муссолини стоит на фоне ликтора с фасцией, что означает силу фашистского государства.

Особое место среди худ. образов занимал вездесущий и бесконечный профиль Дуче Муссолини. На футуристических картинах его суровые очертания встречаются практически постоянно. Это неудивительно, лидер фашистов был символом новой машинной эры. И хотя Маринетти, предводитель футуристов, думал, что нашел в фашизме живое воплощение своей идеи будущего, во время войны он попадает в немилость. Муссолини нужен был Гитлер, "ничего личного".

Непрерывный профиль Муссолини 1933г. Это не вы смотрите на Дуче, это Дуче смотрит на вас.
Непрерывный профиль Муссолини 1933г. Это не вы смотрите на Дуче, это Дуче смотрит на вас.

Муссолини представал на футуристических полотнах как человек-машина, олицетворяющая технический прогресс, который так воспевал Маринетти.
Муссолини представал на футуристических полотнах как человек-машина, олицетворяющая технический прогресс, который так воспевал Маринетти.

В целом можно сказать, что Италия при Муссолини - уникальный случай плюрализма в искусстве тоталитарных стран. Все творцы могут творить как захотят, ведь их творчество - служение режиму.

Представляю вашему вниманию не менее интересные публикации:

Фашизм в Японии

Красная площадь Третьего Рейха

Почему кажется, что в Средневековье не умели рисовать?

Почему в Средневековье люди игнорировали жизнь?

Всегда ли Европа была лучше всех?

Фашистская архитектура Муссолини

Идеология США в архитектуре

Почему фашизм оказался лучше в Испании?

Кто защищал социализм Гитлера?

СССР- Старший Брат?

Почему Культурная революция Мао - главное событие XX века?

Если вам понравилась статья, не оставайтесь равнодушным. Лайк и подписка - лучшая поддержка для любого канала на Яндекс Дзен. Я часто пишу про необычные вещи и вопросы в искусстве, ответы на которые найти непросто. Жду вас на своем канале и до встречи в следующей статье!