Все данные взяты из киги К. А. Залесский "Вожди и военачальники Третьего Рейха", Москва, 2000 г. Я выбрал только деятелей культуры, которые многое сделали для пропаганды нацизма. Умные и образованные люди, тем не менее тоже участвовали в этом вселенском безумии. Почти все они пережили войну.
АБЕНДРОТ Герман Пауль Максимилиан (19.01.1883 - 29.05.1956)
Дирижер. Ученик Л. Тюиля и Ф. Мотля. С 1903 дирижер оркестра в Мюнхене. В 1905-11 капельмейстер в Любеке., в 1911-14 государственный музыкальный директор в Кёльне, директор Государственной высшей школы музыки. Одновременно с 1915 был руководителем Гюрцених-концертов, а с 1919 - профессор и директор Консерватории, с 1918 генерал-музик-директор. В 1934-45 руководитель симфонического оркестра Гевандхаузена и профессор консерватории в Лейпциге. В 1943 и 1944 - дирижер Байройтского фестиваля. После поражения нацизма остался в Восточной Германии, где сразу же занял выдающееся положение в музыкальных кругах. С 1945 генерал-музик-директор в Веймаре, в 1946-56 главный дирижер Государственной капеллы в Веймаре. С 1949 руководитель симфонического оркестра радио в Лейпциге и Берлине (с 1953). В 1949 получил Национальную премию ГДР.
БАРТЕЛЬС Адольф (15.11.1862 - 07.03.1945)
Писатель, историк литературы. Образование получил в Лейпцигском и Берлинском университетах. Автор исторических романов, пьес и др. В 1918 опубликовал работу "Лессинг и евреи", имевшую ярко выраженную антисемитскую направленность. В 1920 основал Союз народных издателей; редактор журнала антисемитского направления "Германские произведения". В 1924 опубликовал работу "Национал-социалистическое освобождение Германии", в котором восхвалял нацистское движение.
БАУМЛЕР Альфред (1887 - 1968)
Философ. В 1933-35 профессор политической педагогики Берлинского университета. Был связующем звеном между германскими университетами и "Бюро Розенберга", которое занималось вопросами нацистской идеологии. Воззрения Баумлера сложились под влиянием "философии жизни" Ф. Ницше и "морфологии истории" О. Шпенглера. Был автором большого числа работ по трактовке философии Ницше; пытался приспособить её к нуждам нацистской идеологии, часто игнорируя настоящие воззрения Ницше. Работы Баумлера были признаны в третьем рейхе официальным руководством по воспитанию молодого поколения.
БЕЛЬТЦИГ Эмиль Карл (1898 - ?)
Кинорежиссер. Специализировался на военных фильмах, работал преимущественно по заказу Имперского министерства авиации. Создал целый ряд картин, посвященных прославлению люфтваффе, в том числе: "Солдаты падают с неба" (1941), "Истребители - разрушители" (1942), "Бомбардировщики и бомбы" (1942).
БЛУНК Ганс Фридрих (1888 - 1961)
Писатель. Сын ректора университета. Образование получил в Кильском и Гейдельбергском университетах, доктор права. После окончания состоял на государственной службе, регирунгсрат (1920). Начиная с 1920-х опубликовал несколько романов, в том числе "Бенд Фок" (1921), "Сага праотцов" (1926). С 1925 преподавал в Гамбургском университете. Убежденный националист, придерживался крайне правых взглядов. После прихода нацистов к власти 22.09.1934 стал президентом Имперской палаты литературы, членом Имперского сената культуры, был награжден Медалью Гёте - одной из самых престижных немецких литературных наград. В 1934 опубликовал роман "Большая поездка", а в 1938 - "германские героические сказания". В 1935 на посту президента Имперской палаты его сменил Г. Йост.
БОКЕЛЬМАН Рудольф Август Луис Вильгельм (1892 - 1958)
Оперный певец. С 1926 героический баритон в Государственной Ганноверской опере. С 1928 по 1942 был неизменным участником и лауреатом Байройтского вагнеровского фестиваля. С 1932 1-й героический баритон Берлинской государственной оперы, оставался на этом посту до 1945. После прихода нацистов к власти выступил в их поддержку. Ведущий оперный певец Германии, исполнитель большинства главных партий в операх Р. Вагнера. В 1934 получил звание Прусского камер-певца. После окончания войны с конца 1945 преподавал вокальное искусство в Гамбурге. В 1954 переехал в Дрезден.
ВЕГЕНЕР Пауль Герман (1874 - 1948)
Актер, сценарист, режиссер. Образование получил в Фрейбургском и Лейпцигском университетах. В 1895 дебютировал на сцене. В 1906 приглашен режиссером М. Рейнгардтом в Германский театр (Берлин), в котором с перерывами играл до 1948. Считается одним из создателей немецкого художественного кино. Участник 1-й мировой войны. Создал фильмы "Фландрские дневники" (1914), "Голем I" и "Голем II". Наиболее широко была известна игра Вегенера в ролях Отелло, Ричарда III, Макбета и др.
ВЕССЕЛЬ Хорст Ганс (1907 - 1930)
Один из нацистских официальных героев, автор партийного гимна. 04.09.1924 приговорен берлинским судом к 2 годам тюремного заключения за мошенничество. В 1926 после освобождения привлечен своим знакомым Г. Гиммлером в НСДАП. Одновременно вступил в СА и сформировал штурм СА №5 в Берлине. Участник боев с коммунистами. С помощью силовых методов Весселю удалось установить контроль над одним из районов города, где традиционно главенствовали коммунисты. В 1928 написал стихи на мотив старой морской песни. По информации полиции в 1930 жил в Берлине и существовал на деньги проститутки, у которой был сутенером. Был убит в уличной драке другим сутенером А. Хелером (приговорен к 7 годам тюрьмы). Драка произошла из-за денег проститутки Эрны Енике, но после оказалось, что Хелер был коммунистом. Этот факт был использован Й. Геббельсом, который создал "легенду о Весселе", якобы погибшем за торжество национал-социализма, Весселя стали называть "мучеником за идею", "Великим героем" и "Великим поэтом". Стихи Весселя были широко распространены и через некоторое время стали неофициальным партийным гимном НСДАП, после 1933 исполнялись на всех официальных мероприятиях после государственного гимна. Позже именем Весселя названа одна из дивизий СС.
ГАУПТМАН Герхард (1862 - 1946)
Писатель, поэт, драматург. Сын содержателя сельской гостиницы. Образование получил в Йенском и Берлинском университетах. С 1880-х стал литератором. Стал широко известным после опубликования драмы "Перед восходом солнца" (1889), в которой изобразил распад буржуазной семьи. В конце 19-го - начале 20-го веков стал приверженцем социализма и в драмах "Возчик Геншель" (1898), "Роза Бернд" (1903), "Крысы" (1911), комедии "Бобровая шуба" (1893) критиковал германскую монархию. Во времена монархии его пьесы неоднократно запрещались к постановке. В 1912 получил Нобелевскую премию по литературе. В период Веймарской республики стал самым популярным германским драматургом. В духе иррационализма написал драмы "Зимняя баллада" (1917), "Белый спаситель" (1920), "Индиподи" (1920), а также романы "Юродивый Эммануил Квинт" (1910), "Остров великой матери" (1924). Наиболее известным его произведением стал роман "Еретик из Соаны" (1918). В начале 1930-х Гауптман был признанным патриархом германской литературы. Один из немногих писателей, оставшихся после прихода нацистов к власти. После 1933 написал автобиографический роман "Приключения моей юности" 91937), драмы "Дочь собора" (1938), "Сумерки" (1937, опубликована после смерти). В 1940-44 создал драматическую тетралогию "Ифигения в Авлиде", "Ифигения в Дельфах", "Смерть Агамемнона" и "Электра". Имя Гауптмана было широко использовано Й. Геббельсом в пропагандистских целях, а пьесы с успехом шли все время существования третьего рейха. После войны американские власти, посчитав писателя приверженцем нацизма, запретили его пьесы к постановке в своем секторе Берлина. Советское же командование пригласило его в Восточный Берлин, где провело фестиваль его пьес. В октябре 1945 Гауптман направил письмо в коммунистический Союз культуры во имя демократического возрождения Германии, выразив надежду, что союз обеспечит духовное возрождение немецкого народа.
Продолжение: Часть 2 и Часть 3.