Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

5 кардинально перестроенных станций метро Москвы

Оглавление
Старый интерьер посадочных платформ Павелецкой в 1940-е годы
Старый интерьер посадочных платформ Павелецкой в 1940-е годы

За более чем 85-летнюю историю Московского метро некоторые станции подземки, построенные много лет назад, при развитии системы метро были кардинально перестроены для удобного и безопасного использования растущими вместе с городом пассажиропотоками пассажиров.

Изначально они выглядели совсем по-другому, и сейчас по старым фотографиям их даже не узнаешь. Рекордсмен по таким станциям - первая в столичной подземке Сокольническая линия, открытая в 1935 году. На ней целых 3 станции из нашего сегодняшнего рейтинга.

1.Павелецкая

Замоскворецкая линия

Старые посадочные платформы Павелецкой
Старые посадочные платформы Павелецкой

При открытии в 1943 году станция была построена двусводчатой без центрального зала. Пассажиры выходили на посадочные платформы через 3 массивных боковых арки с каждой стороны узкого коридорчика в сине-серых тонах, которые сохранились по сей день у южного выхода к вокзалу и резко контрастируют с основной частью станции. Эту часть трогать не стали из-за необходимости закрытия на время ремонта загруженного выхода в город к Павелецкому вокзалу.

Платформы украшали барельефы на военную тематику и изящные лавочки, которые убрали в ходе реконструкции 1948-1959 годов, когда большую часть станции перестроили в трехстворчатую с тонкими красивыми колоннами и сделали переход на Кольцевую линию, самый длинный в столичной подземке.

2. Чистые пруды

Сокольническая линия

Чистые пруды до реконструкции
Чистые пруды до реконструкции

Станция была открыта в 1935 году в составе первой очереди московского метро. До декоммунизации начала 90-х носила название Кировская. При открытии станция была построена по английскому типу, т.е. не имела центрального распределительного зала. Спустившись по эскалатору, пассажиры попадали в небольшой аванзал на 2 пилона, из которого выходили на посадочные платформы.

Для организации удобной пересадки на Калужско-Рижскую линию в 1971-1972 годах станция была реконструирована, и у нее появился привычный сейчас центральный зал с переходом, асфальт на полу заменили гранитом, путевые стены облицевали мрамором и изменили освещение платформ. В каждом втором пилоне был сделан проход на посадочные платформы, при этом сизо-белая облицовка станции в целом была сохранена.

3.Лубянка

Сокольническая линия

Перрон Лубянки до реконструкции
Перрон Лубянки до реконструкции

Также как и Чистые пруды, станцию открыли в 1935 году без центрального зала лишь с небольшим аванзалом при сходе с эскалатора в связи со сложными геологическими условиями. В эпоху СССР она называлась Дзержинская.

При постройке центральной части Таганско-Краснопресненской линии для организации пересадки на Красную ветку было решено достроить полноценный центральный зал с переходом, которые были открыты в 1975 году.

При реконструкции в отличие от Чистых прудов первоначальная отделка станции была полностью изменена на громоздкие безликие пилоты с отделкой белым мрамором в типичном для 1970-х годов стиле. Вместо асфальта пол был выложен красным и черным гранитом, а стены на платформах обложены кафельной плиткой. Оригинальный фрагмент отделки, сильно контрастирующий с другой частью станции, сохранился лишь в юго-западном торце станции.

4.Воробьевы горы

Сокольническая линия

Станция Воробьевы горы в СССР
Станция Воробьевы горы в СССР

При открытии в 1957 году под прежним названием Ленинские горы в духе того времени станция стала первой в мире, расположенной на метромосту над рекой. Однако при строительстве такой уникальной станции для ускорения в бетон добавляли соль, которая со временем разъела несущую арматуру моста.

В 1983 году в связи с аварийным состоянием станцию закрыли, а поезда пустили по временным обходным мостам. Почти 20 поезда проезжали станцию-призрак по мосту через Москву-реку без остановок.

Современная станция открылась для пассажиров в 2002 году после длительной реконструкции, в ходе которой все несущие конструкции моста были заменены. Таким образом, станция обрела совсем новый вид.

Интересно, что крытая эскалаторная галерея, которая соединяла южный вестибюль с находящейся на высокой горе ул. Косыгина, до сих пор восстанавливается, а людям приходится пользоваться окольными тропами.

5.Кунцевская

Филевская / Арбатско-Покровская линия

Кунцевская в 1980-е
Кунцевская в 1980-е

Изначально наземная станция, открытая в 1965 году на западе столицы, полностью принадлежала Филевской линии и имела одну островную платформу.

В 2008 году участок Кунцевская - Строгино решили передать Арбатско-Покровской линии, а для Филевской линии Кунцевская стала конечной. Для этого построили дополнительную боковую платформу и пешеходный мостик, благо станция наземная и место позволяло, а Филевской линии оставили единственный тупиковый путь, на который приходят поезда, а затем отправляются в обратную сторону к Пионерской.

Таким образом, станция стала первой в столице наземной кросс-платформенной пересадкой и сейчас имеет 3 пути для движения поездов.

В 2017-2019 годах старая двухпутная платформа постройки 1960-х была капитально отремонтирована с заменой исносившихся от неблагоприятного климата бетонных конструкций.

Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!

☑️ Подпишись на новые статьи в ленте Дзена!

Читай также: 5 самых дальних от центра Москвы конечных станций метро