Найти тему
История и культура Евразии

Минусы общественного устройства адыгского общества в начале 19 века - которые, в действительности были плюсами

Западные адыги (черкесы) в первой половине 19 века представляли собой конгломерат различных племен, которые нередко враждебно относились друг к другу.

Швейцарский путешественник Дюбуа де Мюнпере писал об адыгах в 1833 году:

«Тысячи интересов раскололи этот народ на множество независимых племен и родов, ревниво относящихся друг к другу, ревниво оберегающих свою свободу…» - Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов в XIII – XIX вв. Нальчик, 1974 .

Другое писал об адыгах в 1837 году другой путешественник Д.Белл:

«Общественное мнение и установленные обычаи – вот что, кажется, является высшим законом в этой стране; в общем, я могу только поражаться тем порядком, который может проистекать из такого положения дел… Немногие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью – всем тем, что отличает этот народ в его повседневных взаимных сношениях» - Белл Д. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838 и 1839 гг. // Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов в XIII-XIX вв. Нальчик, 1974

Начальник Черноморской береговой линии генерал А.И. Будберг сообщал своему начальству в ноябре 1843 г.:

«Адыге не составляют общества благоустроенного, не имеют ни начальников, ни подчиненных; не знают власти и повиновения…» - Российский государственный военно-исторический архив Ф.ВУА. Д. 6485.
https://www.adygi.ru/index.php?newsid=58
https://www.adygi.ru/index.php?newsid=58

Но несмотря на абсолютную демократию, на Северо-Западном Кавказе существовало шесть адыгских княжеств: Бесленеевское, Махошское, Темиргоевское, Хатукайское, Хамышеевское и Черченеевское. Власть у князей была номинальная, а все основные решения принимали во время народных собраний.

-2

Поэтому политический строй адыгов был больше демократическим чем централизованным. Адыги территориально делились на сообщества (хабль), независимые друг от друга. Общества делились на общины (псухо).

«… избирают старшин в присяжные судьи, каковых судей каждый тххапшь, или приход, имеет по нескольку человек; они разбирают частные дела своих соприсяжников. Когда же бывают дела, касающиеся до всего племени, то старшины эти съезжаются в одно место, где каждый из них, будучи представитель своего рода, или колена рассматривает предметы требований общественного благосостояния…» - Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1978.
-3

Органами власти у адыгов являлись народные собрания (хасэ). Здесь решались все вопросы общеадыгского значения - уголовные дела, вопросы войны и мира. Князь обязан был по всем вопросам советоваться с народом во время хасэ. Даже по вопросам своих внутренних, семейных дел.

Это позволяло любому адыгу выдвинуться в лидеры, если он обладал красноречием и авторитетом среди народа. Таких называли "тлегубзыг" - язык народа.

Известны имена лидеров хасэ. Одним из них был Хауд Оглу (точнее: Хаудуко. – Авт.) Мансур, которого иногда называли «королем страны». В 1839 г. он жил в 50 верстах от Анапы на р. Псебепс. Признанным вождем был Шамуз Шупако. В боях за свободу Черкесии против царских колонизаторов он потерял 32 родственника, в том числе двух братьев. Они умерли со славой и он надеялся сделать то же самое. Дж. Лонгворт оставил нам описание внешности Шамуза: «…когда мне его представили, я увидел человека скромного, но полного достоинства, с длинной белой бородой, высокого, худощавого и прямого. Всю свою жизнь он провел в войнах и приключениях, начав свою карьеру при осаде Измаила… Короче говоря, он был весь покрыт шрамами и рубцами, памятками о боях, о многих из которых он уже давно забыл». Почитаемым политиком и военным вождем был Тугужуко Кизбеч. Его прозвали «Львом Черкесии» - монография Е.Мирзакановой "Общественно-политическое устройство западных адыгов в первой трети XIX в"
-4

В социальной истории адыгов были и централизованные чиновники, на службе у князей. Их называли "биеколы":

Биеколы, – свидетельствует С. Хан-Гирей, – необходимы для власти князей: они, объезжая аулы, от имени своих князей собирают для этих последних все потребное от поселян из сельского их произведения; они же взыскивают пеню с вольных земледелыдев, буде кто подвергнется штрафованию… и исполняют и другие поручения, которых князья не могут возлагать на дворян…» - Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.
-5

Таким образом, у адыгов была своя сложная для понимания чужими, но привычная форма сосуществования разных племен, которая регулировалась князьями, народными собраниями и старейшинами общин.