Западные адыги (черкесы) в первой половине 19 века представляли собой конгломерат различных племен, которые нередко враждебно относились друг к другу.
Швейцарский путешественник Дюбуа де Мюнпере писал об адыгах в 1833 году:
«Тысячи интересов раскололи этот народ на множество независимых племен и родов, ревниво относящихся друг к другу, ревниво оберегающих свою свободу…» - Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов в XIII – XIX вв. Нальчик, 1974 .
Другое писал об адыгах в 1837 году другой путешественник Д.Белл:
«Общественное мнение и установленные обычаи – вот что, кажется, является высшим законом в этой стране; в общем, я могу только поражаться тем порядком, который может проистекать из такого положения дел… Немногие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью – всем тем, что отличает этот народ в его повседневных взаимных сношениях» - Белл Д. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838 и 1839 гг. // Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов в XIII-XIX вв. Нальчик, 1974
Начальник Черноморской береговой линии генерал А.И. Будберг сообщал своему начальству в ноябре 1843 г.:
«Адыге не составляют общества благоустроенного, не имеют ни начальников, ни подчиненных; не знают власти и повиновения…» - Российский государственный военно-исторический архив Ф.ВУА. Д. 6485.
Но несмотря на абсолютную демократию, на Северо-Западном Кавказе существовало шесть адыгских княжеств: Бесленеевское, Махошское, Темиргоевское, Хатукайское, Хамышеевское и Черченеевское. Власть у князей была номинальная, а все основные решения принимали во время народных собраний.
Поэтому политический строй адыгов был больше демократическим чем централизованным. Адыги территориально делились на сообщества (хабль), независимые друг от друга. Общества делились на общины (псухо).
«… избирают старшин в присяжные судьи, каковых судей каждый тххапшь, или приход, имеет по нескольку человек; они разбирают частные дела своих соприсяжников. Когда же бывают дела, касающиеся до всего племени, то старшины эти съезжаются в одно место, где каждый из них, будучи представитель своего рода, или колена рассматривает предметы требований общественного благосостояния…» - Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1978.
Органами власти у адыгов являлись народные собрания (хасэ). Здесь решались все вопросы общеадыгского значения - уголовные дела, вопросы войны и мира. Князь обязан был по всем вопросам советоваться с народом во время хасэ. Даже по вопросам своих внутренних, семейных дел.
Это позволяло любому адыгу выдвинуться в лидеры, если он обладал красноречием и авторитетом среди народа. Таких называли "тлегубзыг" - язык народа.
Известны имена лидеров хасэ. Одним из них был Хауд Оглу (точнее: Хаудуко. – Авт.) Мансур, которого иногда называли «королем страны». В 1839 г. он жил в 50 верстах от Анапы на р. Псебепс. Признанным вождем был Шамуз Шупако. В боях за свободу Черкесии против царских колонизаторов он потерял 32 родственника, в том числе двух братьев. Они умерли со славой и он надеялся сделать то же самое. Дж. Лонгворт оставил нам описание внешности Шамуза: «…когда мне его представили, я увидел человека скромного, но полного достоинства, с длинной белой бородой, высокого, худощавого и прямого. Всю свою жизнь он провел в войнах и приключениях, начав свою карьеру при осаде Измаила… Короче говоря, он был весь покрыт шрамами и рубцами, памятками о боях, о многих из которых он уже давно забыл». Почитаемым политиком и военным вождем был Тугужуко Кизбеч. Его прозвали «Львом Черкесии» - монография Е.Мирзакановой "Общественно-политическое устройство западных адыгов в первой трети XIX в"
В социальной истории адыгов были и централизованные чиновники, на службе у князей. Их называли "биеколы":
Биеколы, – свидетельствует С. Хан-Гирей, – необходимы для власти князей: они, объезжая аулы, от имени своих князей собирают для этих последних все потребное от поселян из сельского их произведения; они же взыскивают пеню с вольных земледелыдев, буде кто подвергнется штрафованию… и исполняют и другие поручения, которых князья не могут возлагать на дворян…» - Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.