Найти тему
Часовой истории

Как нагнеталась атмосфера страха в 1937-38 гг, противостоять которой можно было только, обратившись лично к Сталину

Оглавление

Инженер

Расскажу на примере Завенягина Павла Авраамовича, известного инженера-металлурга, организатора и куратора советской металлургии и атомного проекта, которым руководил Берия. Добрым словом вспомнить его, безусловно, есть за что.

Завенягин был одним из тех, благодаря кому экономику страны хоть как-то подготовили к войне, несмотря на саботаж и вредительство.

https://i.mycdn.me/image?id=867231414124&t=3&plc=WEB&tkn=*M8AA62mmSQLkWcK8KkYquPrausw
https://i.mycdn.me/image?id=867231414124&t=3&plc=WEB&tkn=*M8AA62mmSQLkWcK8KkYquPrausw

Пишу статью не только, чтобы отдать должное представителю плеяды талантливых руководителей (директоров) советского предвоенного времени. А чтобы показать на конкретных эпизодах из его биографии особенности времени предвоенного промышленного строительства в СССР, которое антисоветчики и антисталинисты называют "кровавыми 37-38 ми" и вспоминают с содроганием сердца.

Награды

Завенягина упрекают в том, что он не оставил никаких научных трудов, открытий в металлургии тоже не сделал. За что же его награждали высокими правительственными наградами - 6 орденов Ленина и дважды Герой Социалистического Труда?

Дочери Завенягина, Евгении, в 1990 году прислали письмо, в котором было сказано, что: "... звезды у него за охрану и слежение за научными центрами и учеными". (https://memorial.krsk.ru/memuar/Z/Zavenyagina.htm).

Солженицын о Завенягине

Солженицын не был знаком с Завенягиным, но это не помешало ему написать в Архипелаге Гулаг, т2, гл 20: «… о нём смакуют газетчики: „легендарный строитель Норильска“! Да уж не сам ли он и камни клал? Легендарный вертухай, то верней. Сообразя, что сверху любил его Берия, а снизу очень о нём хорошо отзывался эмведешник Зиновьев, полагаем, что зверь был отменный. А иначе б ему Норильска и не построили».

Сахаров о Завенягине

А вот, что сказал Сахаров, который Звенягина знал и вместе с ним работал по атомному проекту: «…Завенягин был жёсткий, решительный, чрезвычайно инициативный начальник; он очень прислушивался к мнению учёных, понимая их роль в предприятии, старался сам в чём-то разбираться, даже предлагал иногда технические решения, обычно вполне разумные. Несомненно, он был человек большого ума — и вполне сталинских убеждений. Я иногда задавался мыслью: что движет подобными людьми — честолюбие? страх? жажда деятельности, власти? убеждённость? Ответа у меня нет…»

По воспоминаниям дочери

Дочь не станет писать об отце плохо (авт. - если она не Светлана Аллилуева). Но и без этих воспоминаний о Завенягине "говорит" наследство, которое он оставил стране.

Вызов в Москву

С 1933 по 1937 год Завенягин руководил работой Магнитогорского металлургического комбината и смог наладить устойчивую работу предприятия. Неожиданностью для Завенягина стал срочный вызов в Москву. Телеграмма была от Орджоникидзе, который в то время руководил Наркоматом тяжелой промышленности и по сути дела стоял возглавлял проводившуюся в стране индустриализацию. Завенягину надо было как можно быстрее приступить к работе в Наркомате в качестве первого зама.

Доносы коллег по работе

В Москве Завенягин встретился с Ежовым, наркомом внутренних дел. Тот показал пухлую папку с доносами, в которых сообщалось о том, что он, Завенягин, готовил на комбинате взрыв и покрывал "врагов народа". Разрешили посмотреть и на подписи авторов. Он был в шоке - со многими был в хороших отношениях, конфликты с которыми случались, но Завенягин считал это "издержками производства", которые ни на что не влияли. Ан, нет.

- Что скажете на это?

Характеристики на "врагов народа"

Завенягин был обескуражен и не знал, что надо говорить в таких случаях. Зачем же его вызвали в Москву? За тем, чтобы предъявить эту папку абсурдных обвинений. Впрочем, не таких уж и абсурдных. Завенягин и правда неоднократно заступался за сотрудников, на которых его, как руководителя, просили написать характеристику.

Ежов будто "прочитал его мысли":

- Вы уверены, что все, за кого так рьяно заступались, ни в чем не виноваты?

- Характеристики не выдумывал - писал о том, что все знали. Есть цифры, документы.

-Хорошо. Мы все проверим. А пока приступайте к своим обязанностям.

Орджоникидзе

Появление Завенягина в Москве совпало с печальным событием - умирает Серго Орджоникидзе.

Обсуждать версию самоубийства и убийства по приказу Сталина не вижу смысла - это любимая кость для либеральных идеологов и сми - будут грызть ее до второго пришествия.

Отношения со Сталиным у Орджоникидже, несмотря на аресты его родственников, были деловыми и не только - он один из немногих, кто был со Сталиным на "ты".

https://prmira.ru/assets/content/image/1446196441_Norils.jpg Норильлаг
https://prmira.ru/assets/content/image/1446196441_Norils.jpg Норильлаг

"Огненное" время

https://contragents.ru/xn--80aahc6airewm.xn--p1ai/muzfo-imaginator/images/original/4363381/4363381 Похороны Орджоникидзе
https://contragents.ru/xn--80aahc6airewm.xn--p1ai/muzfo-imaginator/images/original/4363381/4363381 Похороны Орджоникидзе

Ближе всего к истине сказанное Бехтеревым о том, что "в огненном периоде строительства СССР люди сгорают быстро". Орджоникидзе умер от обширного инфаркта - сердце не выдержало нагрузок. Возможно, приглашение Завенягина отчасти объясняется тем, что Орджоникидзе нуждался в компетентном и энергичном помощнике, потому и пригласил Завенягина, который хорошо показал себя в Магнитогорске.

https://ic.pics.livejournal.com/norillag/24609343/76164/76164_original.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/norillag/24609343/76164/76164_original.jpg

Каганович

Первое время после Орджоникидзе наркоматом руководил Валерия Ивановича Межлаука, у которого с Завенягиным сложились хорошие отношения. Однако 1 декабря Межлаука арестовали. Вместо него наркомом машиностроения стал Каганович, который стал методично избавляться от тех, кто работал с Орджоникидзе. Завенягин находился в постоянном напряжении, но продолжал добросовестно трудиться.

В стране нарастала напряженность. Атмосфера недоверия давила на психику, мешала сосредоточиться. В марте 1938 года для Завенягина ситуация резко обострилась.

http://www.gulagmuseum.org/getImage.do?object=1721708 Рабочие Норильлага
http://www.gulagmuseum.org/getImage.do?object=1721708 Рабочие Норильлага

Донос на академика Губкина

От Завенягина потребовали, чтобы он поставил свою визу на характеристике академика Губкина, которого обвиняли в неэкономном использовании и разбазаривании государственных средств. Дело было серьезное и для бывшего учителя Завенягина могло закончится, как и для родоначальника советской космонавтики Королева, колымскими лагерями.

Звонок Сталину

Завенягин понял, что спасти Губкина можно только одним способом - позвонить напрямую Сталину. О деталях разговора можно только догадываться. Но результат Кагановичу очень не понравился. Мало того, что с Губкина, который не пользовался его доверием, были сняты обвинения. Еще этот "выскочка" Завенягин превысил свои полномочия - обратился к Сталину, минуя его - непосредственное начальство. От такого зама можно ждать чего угодно. Завенягина вызвали а Кагановичу.

- Дела сдайте. На работу можете больше не выходить.

В ожидании своего неминуемого ареста Завенягин написал письма Сталину и Молотову. В семейном архиве сохранилось одно письмо - Молотову. «Вот уже неделя, как я сижу дома в ожидании решения вопроса о моей дальнейшей судьбе(...) Не буду говорить о том, насколько это тяжело... Если возможно, прошу ускорить решение (…) Я повторяю, что чист перед партией. Я был бы рад работать в самых тяжелых условиях (... )я с интересом бы поработал в условиях Севера или Сибири многие годы. Прошу Вас, Вячеслав Михайлович, поддержать меня в эту тяжелую для меня минуту, и Вы не ошибетесь.

22 марта 1938 г».

Через несколько дней в доме Завенягиных раздался телефонный звонок. Голос с акцентом произнес:

- Пригласите товарища Завенягина к телефону.

- Завенягин слушает.

- «Скажите, это правда, что Вы оставили своего сына у ныне разоблаченного врага народа Морозова?»

Вопрос был не из простых. Завенягины действительно оставили сына Юлия в Магнитогорске у Морозовых - близких своих друзей, чтобы дать возможность спокойно закончить школу.

-Правда, товарищ Сталин. Морозова и его жену знаю по работе в Юзовке. Ничего, кроме хорошего, сказать о них не могу. Порядочные люди. Верю им, как себе.

Сталин положил трубку, не попрощавшись.

- Ну, все. Теперь будем ждать. Теперь все решится, - сказал Завенягин перепуганной насмерть жене.

Новое назначение

https://contragents.ru/xn--80aahc6airewm.xn--p1ai/muzfo-imaginator/images/original/4349421/4349421 Первая школа в Норильске, построенная по распоряжению Завенягина
https://contragents.ru/xn--80aahc6airewm.xn--p1ai/muzfo-imaginator/images/original/4349421/4349421 Первая школа в Норильске, построенная по распоряжению Завенягина

Ночной визит

Ночью в дверь позвонили. Это был нарочный, он передал Завенягину пакет, попросил расписаться. В пакете было распоряжение - явиться на заседание Политбюро, где Завенягин получил новое назначение - продолжить строительство металлургического комбината за Полярным кругом.

Освобождение

А еще через несколько дней вернулся домой Морозов Георгий Федорович, о котором спрашивал Сталин и за которого Завенягин поручился как за самого себя. Он был арестован раньше и уже несколько месяцев находился в тюрьме, где его допрашивали, выбивая признательные показания.

Проблемная стройка

Из воспоминаний дочери Завенягина очевидно, что его "бросили" на этот объект не просто так. Предстояло разобраться, почему комбинат, который был так нужен стране, никак не могли построить. Выяснилось, что "По разработкам института «Союзникельоловопроект» нельзя строить ни одного объекта. Проектом города(вокруг градообразующего предприятия) СНОП не занимался вообще. Направление штольне задано неправильно (экспертиза Главстройпрома проект отвергла). Проекты «Угольного ручья» и «Горы Рудной» предусматривают подземные работы, тогда как 30% руды «Ручья» и 100 % руды «Горы» могут быть взяты открытым способом... Геолого-разведочное бурение вели не глубже, чем на 150 метров... К изучению металлургической плавки руд и концентратов не приступали..."

Времени нет

Все это Завенягину пришлось устранять в самые кратчайшие сроки. Известна его шутка по этому поводу: «От обычной схемы создания новых производств наша отличается тем, что в ней отсутствует элемент времени. Времени у нас нет!».

До начала войны оставалось всего два с половиной года.

Норильлаг

Для ускорения строительства было принято решение о привлечении к работам заключенных. "Количество заключенных в Норильском ИТЛ выросло с 8 тысяч в 1938 году до 19,5 к концу 1939-го. Норильлаг, один из крупных островов Гулага, поставлял и превосходные инженерные кадры. Заслугой Завенягина стало то, что ему удалось поставить лагерное начальство в определенные рамки. Норильлаг отличался относительно лояльным режимом содержания заключенных, чего не было, например, на Колыме или в Воркуте".

Описание быта заключенных, строивших Норильский никель, можно прочитать в тех же воспоминаниях. Ссылка вот, пожалуйста: https://memorial.krsk.ru/memuar/Z/Zavenyagina.htm.

Энтузиазм

Что бросилось в глаза лично мне - рассказ о том, как заключенные относились к своей работе: "При строительстве комбината был энтузиазм, азарт, работа на спор, чтобы себе и другим доказать, что не сломались, что готовы - даже на подвиг...".

"Вспоминает П.О.Сагоян, член КПСС с 1921 г. Он познакомился с Норильском в 1939 году, т.е. как раз при Завенягине: Иному человеку может показаться странным, о каком подъеме и азарте может идти речь, если люди, трудом и талантом которых возводились заводы, фабрики, дома и т.д., в подавляющем большинстве были изолированы общества. Но я подчеркиваю: в строительстве любого объекта Норильска сказывались пафос и азарт. Это мое свидетельство не постороннего человека. Сам я годами был рядовым рабочим и имел звание ударника труда».

Анонимки

На Завенягина постоянно писались анонимные доносы в том числе и за то, что он на руководящие посты ставил заключенных. Но после 1939, когда дела комбината пошли в гору, Завенягина не трогали. Боялись. Потому, что знали, Завенягину доверяет сам Сталин и тот, кто пытается посеять недоверие к Завенягину, рискует сам попасть в разработку по подозрению во вредительстве.

Партактив

Помимо доносов, Завенягина пытались зацепить по партийной линии: "Из стенограммы партийно-хозяйственного актива, 30-31 августа 1940-го:

- Хочу прямо заявить: режима в лагере нет. Это не режим, это самообман, когда зона вплотную подведена к домам и все построение лагеря таково, что обеспечивает стопроцентную связь с вольнонаемным составом. Тут не разберешь, кто идет, и подчас наши ответственные работники-коммунисты путают: какой - заключенный, какой - вольнонаемный. Если судить по внешнему виду, одежде, то сидят в коверкотов костюмах, а некоторые даже в обмундировании, и, оказывается, это заключенные. Есть заключенные, которые живут на вольных квартирах... Если тов.Завенягин будет утверждать, что у него есть режим, он ошибается. (...)Мы не имеем гарантии в том, что контрреволюционный элемент и прочие лагерники не могут питаться более серьезными вещами от вольнонаемного состава, вынося (и внося обратно) из лагеря все, что им вздумается. (...)А у вас не лагерь, а курорт для з/к..."

Доверие

Показательна история одного бывшего заключенного, работавшего при Завенягине. Мурахтанов Юрий Васильевич, осужденный по нескольким статьям, через несколько лет работыс Завенягиным стал главным геологом комбината.

Бывший заключенный и рабочий Норильского комбината рассказал о том, как ему организовали побег. Организатором побега был его младший брат, который передал на зону записку с описанием плана побега. Предполагалось воспользоваться экспедиционным геликоптером. (авт. - скорее всего речь о первых советских двухместных автожирах, которые были сконструированы в ЦАГИ в 30-х годах и вполне могли использоваться в геологической разведке). Побег не состоялся по одной причине - Мурахтанов старший сам отказался бежать и через много лет объяснил брату, почему: «Чуть что - столько голов полетит! Может быть, даже завенягинская, за то, что не распознал во мне врага».

http://norilsk-zv.ru/aims/2015/07/30/zavenyagin.jpg
http://norilsk-zv.ru/aims/2015/07/30/zavenyagin.jpg

Милосердие

"7 июня Завенягин, возмущенный донельзя, пишет приказ вполне в духе времени: «Строительство ряжевых причалов в Дудинке было произведено с преступной халатностью». Основание не подготовлено, дно не спланировано, фашины не уложены, каменную наброску не сделали... «Ряжи... перед спуском их в воду головотяпски отрывались от льда взрывами аммонала, что граничит с прямым вредительством...». Последние три слова Завенягин вычеркивает и вместо них пишет - «что привело к поломке ряжей", в итоге - администратичное дело.

"Факт второй. На исходе лета следственный изолятор готов принять проходящих по делу № 273 Александра Целикмана, Ивана Прохорова и Луку Панасюка. Первые двое - смолянин и москвич - ровесники Завенягина, 1901 года; третьему - сорок два года.

Один имел «пять лет», досрочно освободился и работал начальником ВЭС-1. «Допустил обезличку по локомобилям» (машинисты не были закреплены), не занимался подбором кадров (!)... Вот и вышел из строя шуховский котел. Убыток - семь с половиной тысяч.

Другой уже дважды судим. В 1936-м по ст. КРА (контрреволюционная агитация). Освобожден. Видимо, неплохо работал, отвечая за механическую часть, инженер с дипломом... Но допустил же перестановку машинистов с локомобиля на локомобиль! Проверкой технических знаний кочегаров не занимался? Учеником кочегара зэка Танкова принял? Тот и выпустил воду из котла.

Ну а малограмотный уроженец Гродненской области (ст.58-10, четыре года, пошел третий), водопроводчик, зная, что клапан питательного насоса неисправен, ничего не сделал...

Вот и получается: преступно-халатное отношение к исполнению служебных обязанностей, новая судимость, новые сроки… Но что выводит перо окружного прокурора тов.Потопаева (он же прокурора Норильлага)? «Уголовное дело... прекратить, подписки о невыезде отменить. Копию постановления направить начальнику комбината для привлечения к административной ответственности».

Завенягин оценил ущерб в сумму, которая равнялась той, что была заложена в смете на плановый ремонт котла.

P.S. Интересные воспоминания, почитайте, кто хочет знать больше, чем пишут в официальных сми о том времени.

Читая все это, понимаешь, что люди были разные, а время - одно на всех. И какое время. Страна проводила индустриализацию, которая была жизненно необходима. Последующие события это доказали.

Такие предприятия, как Норильлаг были нужны не Сталину, а всей стране.

Факты саботажа и вредительства действительно были. Халатность и головотяпство тоже были, в том числе в сочетании со словом - преступный. Завенягина обвиняли в том, что он покрывал преступников и врагов народа. В какой то мере это было правдой. Но он видел и понимал разницу между халатностью и преступлением и старался таким людям давать шанс на исправление.

Доносы и анонимки были распространенным явлением того времени, инструментом гражданской бдительности с одной стороны и - элементарной человеческой подлости с другой.

Не Сталин писал доносы и анонимки. Их писали ему и сотрудникам ведомства, которое было создано для борьбы с саботажем и вредительством. Поток доносов был колосаслен. Это было как цунами, из которого можно было спастись, опять же, благодаря Сталину (Завенягин, семья его друзей Морозовых, академик Губкина и другие).

Всем обличителям Сталина стоит задуматься над тем, почему именно Сталина сделали ответственным за все негативное, что совершали другие люди, прикрываясь его именем. И что будет, если "охота на ведьм" случится снова, не важно, под каким предлогом. История, как известно, повторяется, особенно там, где она никого ничему так и не научила.

Другие статьи автора вашему вниманию:

БАКоружие против населения - это реальность и СССР с ним уже имел дело в 1979 году.

В Альпах до сих пор хранится крымская целебная грязь, которую немцы эшелонами во время войны вывозили в Германию.

Тем, кто уверен, что Сталин сам назвал Сталинград в свою честь