Найти тему
Historical minds

10 способов подвергнуть сомнению здравый смысл: инструкции Рене Магритта

Оглавление

Рене Магритт – выдающийся представитель сюрреализма. Его творчество я бы описала как «реалистический сюрреализм», а искусствоведы называют его «магическим». Магия бельгийского мастера заключается в том, что он рисует максимально реальные вещи, объяснить которые не может никто. У человека не хватает ни словарного запаса, ни полета фантазии, чтобы описать увиденное.

Особенностью франкоговорящих народов является их "генетическая" привязанность к учению Рене Декарта - философа XVII века. Он был автором метода радикального сомнения в философии, суть которого заключалось в постоянном сомнении в истинности окружающего мира. Рене Декарт считал, что только путем умственной деятельности человек может достичь истины. Декарту принадлежит утверждение: "Я мыслю, следовательно, существую". Мышление – огромная привилегия человека, только благодаря этому человек может сохранить собственное Я.

Рене Магритту было присуще стремление к постоянному анализу происходящего. Художник выработал собственные методы, чтобы бороться с этим серьезным и жестоким миром. Главным его оружием, помимо кисти, стал юмор: Рене Магритт очень любил шутить. Поэтому при изучении его работ следует помнить, что их нужно рассматривать не столько с позиции смысла или, если хотите, адекватности, сколько с точки зрения юмора.

Сам художник говорил, что он терпеть не мог тех, кто пытается объяснить его картины. «Когда я смотрю на свои работы, мне кажется, что меня со всех сторон окружает тайна, и в мире нет ей разгадки».

И еще одно предупреждение: не обращайте внимание на названия работ, чаще всего они были придуманы спонтанно и с намерением запутать зрителя. Нередко Рене Магритт приглашал своих друзей к себе домой и устраивал конкурс на самое бессмысленное название.

Комбинирование

Однажды художнику показалось, что в клетке вместо спящей птицы находится яйцо: «Испытанное мною потрясение было вызвано неожиданным родством этих двух объектов». Рене Магрит стал искать связи между разными предметами, схожими, возможно, по форме или назначению и соединял их в один предмет.

Рене Магритт. Красная модель III. 1937 г. Если вы увлекаетесь модой, то сразу найдете параллели с ботинками tabi с раздвоенным носком от Maison Margiela
Рене Магритт. Красная модель III. 1937 г. Если вы увлекаетесь модой, то сразу найдете параллели с ботинками tabi с раздвоенным носком от Maison Margiela
Рене Магритт. Объяснение. 1952 г.
Рене Магритт. Объяснение. 1952 г.

Перестановка

Изменение привычного положения вещей

Рене Магритт. Коллективное изобретение. 1934 г. Художник подвергает сомнению не только существующую реальность, но и вымышленный мир
Рене Магритт. Коллективное изобретение. 1934 г. Художник подвергает сомнению не только существующую реальность, но и вымышленный мир

Прозрачность

Рене Магритт. Большое семейство. 1963 г. То ли птица прозрачная, то ли небо прозрачно
Рене Магритт. Большое семейство. 1963 г. То ли птица прозрачная, то ли небо прозрачно

Несоразмерность

Изменение привычного размера предметов, игра с масштабом

Рене Магритт. Голконда. 1953 г. Да-да, тот самый дождь из мужиков
Рене Магритт. Голконда. 1953 г. Да-да, тот самый дождь из мужиков
Рене Магритт. Слушающая комната. 1952 г.
Рене Магритт. Слушающая комната. 1952 г.

Неуместность

Изображение предмета в несвойственной ему среде или контексте

Рене Магритт. Настоящее. 1939 г. Орел в мужском пиджаке. У лап орла находятся колокольчики, которые вешают на сбрую лошадям. Эту вещь Магритт запомнил из детства и будет ее воспроизводить в ряде работ
Рене Магритт. Настоящее. 1939 г. Орел в мужском пиджаке. У лап орла находятся колокольчики, которые вешают на сбрую лошадям. Эту вещь Магритт запомнил из детства и будет ее воспроизводить в ряде работ

Несвоевременность

Искажение привычного хода вещей, привычной хронологии

Рене Магритт. Проницательность. 1936 г.
Рене Магритт. Проницательность. 1936 г.

Невесомость

Изображение тяжелых предметов парящими в воздухе

Рене Магритт. Бесконечное признание. 1963 г. Интерес к полету, скорее всего, связан с детским воспоминанием Рене Магритта, когда на их дом приземлился воздушный шар. А также художник подвергает сомнению законы природы (в данном случае закон гравитации)
Рене Магритт. Бесконечное признание. 1963 г. Интерес к полету, скорее всего, связан с детским воспоминанием Рене Магритта, когда на их дом приземлился воздушный шар. А также художник подвергает сомнению законы природы (в данном случае закон гравитации)

Несоответствие названия изображенному предмету

Как известно, в мире все относительно, а Рене Магритт подвергал сомнению весь мир, говоря, что он иррационален, а порой и иллюзорен. Художник создает ряд работ, которые подтверждают это. На картинах мы не знаем, что может быть неправдой: может, это надписи, может, изображения, а может и то, и другое?

Рене Магритт. Ключ к сновидениям. 1930 г. Перевод слов: акция, луна, снег, потолок, гроза, пустыня
Рене Магритт. Ключ к сновидениям. 1930 г. Перевод слов: акция, луна, снег, потолок, гроза, пустыня
Рене Магритт. Вероломство образов. 1928-1929 гг. Надпись: Это не трубка. Возможно, это одна из самых понятных работ художника. Действительно, то, что мы видим, не трубка в прямом смысле этого слова, а изображение трубки. Соответственно, изображение не может быть тождественно объективной реальности.
Рене Магритт. Вероломство образов. 1928-1929 гг. Надпись: Это не трубка. Возможно, это одна из самых понятных работ художника. Действительно, то, что мы видим, не трубка в прямом смысле этого слова, а изображение трубки. Соответственно, изображение не может быть тождественно объективной реальности.

Превращение

Рене Магритт. Поместье Арнгейм. 1962 г. Название картины – прямая отсылка к одноименной новелле Эдгара По. Я не уверена, что Рене Магритт вдохновлялся именно этим произведением, но мне кажется, оно может помочь объяснить происходящее на картине. Эдгар По писал, что природа не может служить образцом для творчества, поскольку она несовершенна. Человек рационально переосмысливает окружающий мир и создает нечто искусственное, что добавляет природу, тем самым привнося в нее гармонию. Это отвечало философии Рене Магритта
Рене Магритт. Поместье Арнгейм. 1962 г. Название картины – прямая отсылка к одноименной новелле Эдгара По. Я не уверена, что Рене Магритт вдохновлялся именно этим произведением, но мне кажется, оно может помочь объяснить происходящее на картине. Эдгар По писал, что природа не может служить образцом для творчества, поскольку она несовершенна. Человек рационально переосмысливает окружающий мир и создает нечто искусственное, что добавляет природу, тем самым привнося в нее гармонию. Это отвечало философии Рене Магритта

Противоречие между формой и материалом предмета

Рене Магритт. Соблазнитель. 1953 г. Корабль становится «воздушным замком» – чем-то несбывшимся и несуществующим
Рене Магритт. Соблазнитель. 1953 г. Корабль становится «воздушным замком» – чем-то несбывшимся и несуществующим
Рене Магритт. Воспоминание о путешествии. 1955 г. Так вот, оказывается, что не дает Пизанской башне упасть!
Рене Магритт. Воспоминание о путешествии. 1955 г. Так вот, оказывается, что не дает Пизанской башне упасть!

Итак, сегодня мы увидели еще одну форму сюрреализма: с одной стороны, крайне очевидную, а с другой, запутанную и бессознательную. Въедливый ум Ренне Магритта с детальной точностью создает образы, овеянные тайной. В этом и заключается сущность "магического сюрреализма" Рене Магритта.