Найти в Дзене
Чемодан Менделеева

Бесплатное жилье — главный миф об СССР

Счастливые новоселы! Такая картина нарисована в головах тех, кто нежно тоскует о "халявном" быте в СССР.
Счастливые новоселы! Такая картина нарисована в головах тех, кто нежно тоскует о "халявном" быте в СССР.

Страна Советов в головах видавших виды сограждан выглядит неким Эльдорадо, в котором все было дешево, а то что дорого — бесплатно. Ушедшие времена, когда мы были молоды, здоровы и смотрели вперед с широко раскрытыми глазами, во все времена, при всех поколениях были прекраснее унылого настоящего (за исключением войн, конечно). Сейчас, к примеру, то и дело кое-кто начинает ностальгировать по 90-ым, хотя казалось бы... Но, речь не про них, а про главную опору большинства реваншистов — бесплатные квартиры, здравоохранение и образование. Начнем, наверное, с квартир.

Пролетарскому государству надо принудительно вселить крайне нуждающуюся семью в квартиру богатого человека. <...> На время, пока мы при помощи инженеров не построим хороших квартир для всех, вам обязательно потесниться.

Владимир Ленин. «Удержат ли большевики государственную власть?», журнал «Просвещение», 1917 год.

Раздача бесплатной жилой площади началась с самого начала строительства великой страны рабочих и крестьян. Само собой, первые годы происходило это за счет уплотнения тех, кто имел несчастье проживать в квартирах и домах, имеющих более 9 квадратных метров на человека (на самом деле считали кубами воздуха и там выходило еще меньше площади). Эти самые 18 аршин были определены санитарной нормой наркомздрава еще в 1919-ом году, да так и преследовали советского гражданина последующие 70 лет. Смекаете? Санитарная норма была не минимумом, а максимумом. Все что больше — излишки, их требовалось изъять. Как? Просто подселить кого-нибудь из списка нуждающихся. Так что первая бесплатная жилая площадь попросту была отобрана у прежних владельцев, а если выражаться прямо — украдена. Нет ничего проще, чем распределять то, что тебе самому досталось без затрат.

Рукопись Собачьего сердца сохранилась только благодаря тому, что её изъяли при обыске у Михаила Булгакова и сохранили в качестве вещдока.
Рукопись Собачьего сердца сохранилась только благодаря тому, что её изъяли при обыске у Михаила Булгакова и сохранили в качестве вещдока.

Однако, жилищный передел имел свой предел. Оказалось, что жилого фонда все равно мало да и тот, благодаря отсутствию квартплаты быстро приходил в негодность. Муниципалитеты, на которых и повесили ввод нового жилья в строй, откровенно не справлялись со своей задачей. Что уж там говорить, они даже имевшееся не успели экспроприировать. Различные коммуны проблемы так же не решали, особенно молодежные (внезапно, оказалось, что молодые люди в тесноте начинает активно размножаться). А строить не на что, других забот полон рот. Поэтому в рамках Новой экономической политики все развернулось вспять. После передела старого жилья, государство разрешило частникам строить новое.

В стране Советов появились первые жилищные кооперативы — ЖСК (первый в 1921 году - поселок художников Сокол в Москве), а с 1925 года они еще и заслужили право получать ссуду от государства на 60 лет, под копеечную ставку (до 1% годовых). К буму строительства это не привело по бюрократическим причинам: чтобы вступить в ЖСК нужно было нуждаться в улучшении условий, а на выходе рассчитывать лишь на заветные 9 квадратных метров. Конечно это жилье уже не было бесплатным, кооперативы собирали деньги с жильцов и несли в банк. Кстати, именно благодаря ЖСК НЭП-овских времен мы обязаны самой бестолковой системе регистрации собственности во вселенной — отдельно земля и отдельно строения на ней. Так сложилось, что земля повсеместно была государственной, а жилой фонд частично частный, вот и регистрировали его отдельно.

К 1922 году стало ясно, что без квартплаты вообще никуда и ее вернули. Для трудящихся такса (именно так она называлась) не должна была превышать 10% от зарплаты, для остальных, в зависимости от социального статуса - согласно себестоимости или ниже (число льготников росло с каждым годом). Уже с этого момента и до конца существования СССР жилье официально перестает быть бесплатным. Неожиданно и внезапно. Конечно, квартплата, то есть оплата за квадратные метры без учета коммунальных услуг, едва ли дотягивала до 1-2% от заработной платы, но, я напомню, что жильем гражданин не владел. Это была классическая аренда по очень низкой, буквально, символической цене.

Промышленным и транспортным предприятиям должно быть предоставлено право полного освобождения в административном порядке жилых помещений, находящихся на территории предприятия, от лиц, не работающих в данном предприятии<...> обмен допускается только с согласия администрации предприятий <...> заселение освобождающихся помещений в муниципальных домах лицами нетрудовых категорий должно быть прекращено

Из постановления Совета наркомов СССР от 4 января 1928 года

Бараки стали символом жилищного строительства в течение 20-х - 50-х годов. Переезд из них в благоустроенные хрущевки в 60-е был настоящим праздником.
Бараки стали символом жилищного строительства в течение 20-х - 50-х годов. Переезд из них в благоустроенные хрущевки в 60-е был настоящим праздником.

Из отсутствия права на владение «бесплатным» жильем вытекает еще одна проблема. При увольнении с предприятия, гражданин лишался жилья. Договор найма с ним прекращался и он отправлялся в прекрасное далеко — бомжевать. Само собой, на улице гражданина никто не оставлял, подобное противоречило имиджу страны советов. Поэтому милиция собирала все нетрудовые элементы по подворотням и определяла куда деть бомжа: передать родственникам, в наркомат соцобеспечения или тупо выдворить за пределы населенного пункта (тот самый «101-ый километр»).

Второй проблемой было улучшение жилищных условий. Когда на предприятие заявляется молодой специалист, он может рассчитывать на какой-никакой, но теплый угол, хоть в общаге, хоть в новостройке. Но молодой специалист в первую очередь молодой, а уже потом специалист и в зону его интересов входят не только трудовые подвиги, но и желание обзавестись семьей. И тут квартирный вопрос становится огромной проблемой. Ведомственное жилье строится впритык, то есть в соответствии с количеством потенциальных сотрудников предприятия, а муниципальное (оно же исполкомовское) сильно ограничено в количестве. Вслед за супругом в доме появляются дети и все по новой. В итоге, к моменту развала Советского союза сформированная государством система распределения жилья не решила проблему и поколение “X” выросло в тех же стесненных условиях, что и их родители.

Наконец, третья проблема, проблема выбора. Устроившись на крупное промышленное предприятие и получив ведомственное жилье, гражданин намертво привязывал себя к данному заводу или фабрике. Мало того, что с конца 30-х и до 1956 года работник просто не имел права увольняться (за это было предусмотрено наказание от административного до уголовного), так и потом переход сопровождался потерей жилья, что становилось краеугольным камнем при попытке сменить работу.

Так выглядел посёлок "Сокол", выстроенный первым в стране ЖСК. Первые кооперативы строили не капитальные многоэтажки, а вот такие простенькие "деревенские" домики.
Так выглядел посёлок "Сокол", выстроенный первым в стране ЖСК. Первые кооперативы строили не капитальные многоэтажки, а вот такие простенькие "деревенские" домики.

Пайщики ЖСК на всю эту катавасию с «бесплатным» жильем поглядывали с ухмылкой. В отличие от большинства пролетариев, они-то действительно владели своими квартирами. Конечно, за них нужно было платить. Первый взнос от 10% (в основном было именно столько), а всё остальное ссуда от государства. Их месячная квартплата ничем не отличалась от счастливых обладателей «бесплатных» квартир, но при этом, в отличии от последних, они были собственниками. Но не для того пылкие матросы штурмовали Зимний, чтобы какие-то бессовестные хапуги чем-то владели. В 1937 году всех пайщиков ЖСК ждал сюрприз. Октябрьское постановление совнаркома СССР прекратило порочную практику частного домовладения. ЖАКТы были ликвидированы, а кооперативное жилье экспроприировано. Впрочем, у пайщиков был шанс все-таки сохранить за собой право владения, если они в течение полугода полностью гасили взятую у государства ссуду. Да, не удивляйтесь, правительство СССР кинуло своих же граждан. Не первый и последний раз. Таков путь, как говорится.

Дома, построенные и строящиеся жилищно-строительной кооперацией в основном за счет государственных средств, передать:
б) в ведение соответствующих организаций, учреждений и предприятий, если строительство финансировалось за счет их средств.
а) в ведение местных советов, если строительство их финансировалось по прямым кредитам Цекомбанка и местных коммунальных банков за счет спецкапиталов;

Из постановления Совета наркомов СССР от 17 октября 1937 года.

ЖСК вернутся в страну рабочих и крестьян лишь в 1958 году, а с 1962-го им вновь начнут выдавать ссуды. Условия вступления в ЖСК остались такими же: нужда. Если у тебя больше 6,5 квадратных метров на человека — сиди ровно и радуйся. Так что улучшить свое положение можно было только двумя путями — строительство частного дома, площадью не более 60 квадратных метров или аренда у частника (да, в СССР существовал рынок найма жилья и доходы от него не считались нетрудовыми). Однако, они не были бесплатными ни в каком из существующих в головах представлениях о светлом советском прошлом, так что здесь эти варианты рассматривать не станем. Вернемся к раздаче квартир.

Вожделенный ордер. Именно он давал право на заселение.
Вожделенный ордер. Именно он давал право на заселение.

Основы гражданского законодательства СССР 1961 года и Гражданский кодекс РСФСР 1964 года систематизировали нормы о найме жилого помещения. Из положений документов явственно следует, что жилье передается гражданину в найм по срочному договору за арендную плату. Ни о какой бесплатности речи не идет. Более того, жильца все еще могут вышвырнуть на улицу, если он следует договору ненадлежащим образом.

Статья 275. Договор имущественного найма
По договору имущественного найма наймодатель обязуется предоставить нанимателю имущество во временное пользование за плату.

Из гражданского кодекса РСФСР 1964 года.

Только в 1977 году право на жилище было закреплено в Конституции и с этого момента гражданина могли выселить только при ряде условий, обязательным из которых было наличие альтернативы нынешнему жилищу. Как правило, когда кто-то заводит разговоры о выдаче квартир населению за бесплатно, начинает отсчет именно с этого момента. Однако, это чистой воды формализм, квартиры населению никто не передавал. Граждане заселялись все по тому же договору социального найма жилья, существующему, кстати, и сегодня. Юридически, это не более чем аренда — государство просто пускало гражданина пожить, что называется, на постой.

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы необходимые предпосылки для решения одной из важнейших социальных проблем - удовлетворения потребности трудящихся в жилье.

Из постановления президиума верховного совета СССР от 24 июня 1981 года.

Типовая застройка в СССР. Это не тренд, а жесточайшая необходимость. Экономили на каждом квадратном метре, жертвуя эстетикой. Но даже невероятно низкая себестоимость не позволяла решить жилищный вопрос.
Типовая застройка в СССР. Это не тренд, а жесточайшая необходимость. Экономили на каждом квадратном метре, жертвуя эстетикой. Но даже невероятно низкая себестоимость не позволяла решить жилищный вопрос.

К 1981 году в Советском союзе в очередной раз появились предпосылки для решения жилищного вопроса. Следовательно, предыдущие 60 лет либо этих предпосылок не было, либо они были не те, что нужны. Суть осталась прежней — 9 квадратных метров на человека и все тот же договор найма. Если так вышло, что выданная квартира по площади превышает санитарную норму, то за «лишние» квадраты нужно было платить больше. Впрочем, ответственный гражданин имел право потребовать переселить его в квартиру по меньше, чтобы не переплачивать. Похоже, идеологи светлого коммунистического будущего и к 80-м не утратили святую веру в человечество. Но я сомневаюсь, что кто-то, при растущем дефиците и избытке наличности, решит вот так радикально сэкономить на жилье. Порядок выселения остался прежним, правда теперь государство обязывалось предоставлять в найм другое жилище за рядом некоторых исключений (в основном связанных с нарушением УК).

С новым документом Советский союз благополучно добрался до печального финиша, лишь напоследок хлопнув дверью Основами законодательства СССР в 1991, которые фактически ввели частную собственность, но наслаждались ею уже граждане независимых государств.

Социальное жилье в России строится по тем же принципам максимальной экономии, что и раньше. Это Каменск-Уральский, вручение ключей детям-сиротам. Фото: Александр Некрасов/ТАСС.
Социальное жилье в России строится по тем же принципам максимальной экономии, что и раньше. Это Каменск-Уральский, вручение ключей детям-сиротам. Фото: Александр Некрасов/ТАСС.

Квартиры в СССР ни на одном из этапов его существования не раздавались бесплатно (первые пару лет после революции уплотнение происходило еще в Советской России). Ордера (право на получение жилья) выдавались только нуждающимся (как правило, тем, кто имел не более 4,5 квадратных метров на человека), а вселялся гражданин на правах арендатора. С учетом того, что квартплата носила номинальный характер, может возникнуть обманчивое ощущение «бесплатности». Но вот в чем фокус. Не смотря на ограничения в доле заработной платы (не более 10%), размер квартплаты, согласно все тому же жилищному законодательству СССР, определялся местными органами власти. Изначально он рассчитывался исходя из себестоимости жилья и, с учетом выдачи ссуды ЖСК с максимальным сроком в 60 лет, подразумевал срок эксплуатации жилища. Иными словами, получив «бесплатную» квартиру, гражданин в течение всего времени проживания покрывал расходы на строительство и капитальный ремонт. При этом, ни вселившийся в 1920 году, ни его внуки в 1980-м, собственниками не становились. По-божески? Если бы!

При треклятом капитализме наполнение бюджета осуществляется за счет налогов и прочих сборов. Чем больше зарабатываешь, тем больше платишь. В СССР все средства производства принадлежали государству, которое публично и громогласно объявляло себя объединением всех трудящихся. Таким образом, ведомственное, исполкомовское или общественное жилье возводилось на средства изъятые у граждан, они уже оплатили его своим трудом, но при этом были не владельцами, а арендаторами. Выглядит это примерно так: вы построили дом, а государство у вас его отняло и сдало вам же в аренду. Лихо! Но это типичная ситуация для СССР. Возможно, это удивит некоторых тоскователей по «справедливым» временам Советского союза, но истинная справедливость восторжествовала при наступлении дикого капитализма 90-х — граждане наконец-то смогли стать владельцами того, что давно должно было им принадлежать.

Кто-то может сказать: «но мы же платим налоги!». Все верно, но вместе с этим ваше жилище теперь является активом — вы можете его продать. А по отношению к средней зарплате размер налога даже ниже, чем стандартная квартплата времен СССР. И, кстати, социальный найм никуда не делся. Правила там те же, что и раньше - гражданин платит квартплату. Ее размер зависит от категории жилья и в среднем выходит около 7 рублей за квадратный метр. Получить такую квартиру можно практически по тем же правилам, что и при СССР и ждать квартиру придется столько же (может даже меньше, это от региона зависит). Отчего же фанаты «бесплатного» жилья в СССР тоскуют? Уже сегодня вы можете с головой окунуться в светлое прошлое и получить «бесплатную» квартиру от государства, при чем разницы, скорее всего, не почувствуете совсем. Попробуйте? Ваши заветные 9 квадратных метров ждут!

Читайте так же: Как большевики крепостное право ввели...

СССР
2461 интересуется