ДЕТЯМ ОБ ИСКУССТВЕ.
Когда-то художник Казимир Малевич написал на холсте обыкновенный чёрный квадрат и заставил говорить, и писать о нём, очень многих людей.
Искусствоведы, историки искусства, знатоки и любители – кто только не выяснял и не объяснял, что же такое «ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ».
А для самого Малевича это была картина, прежде всего картина, в которой он выражал своё отношение к миру, или к его частичке: большой или маленькой – уж только он это и знал. Ведь это он её придумал.
Вы, возможно, мне возразите: – Как это можно придумать чёрный квадрат, когда художник, конечно же, хорошо знал и много раз видел эту геометрическую фигуру? Соглашусь. Действительно, он прекрасно знал о её существовании. Но, я всё-таки продолжаю утверждать: – Да, квадрат, как геометрическую фигуру он знал и видел, а картину - как произведение изобразительного искусства, он - придумал. Вот поэтому, между геометрической фигурой под названием квадрат, пусть даже и закрашенной чёрной краской и картиной «ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ» - художника Казимира Малевича – огромная дистанция. И заключается она в том, что картина – это и есть та самая фантазия, о которой мы будем с вами говорить.
Итак, что же такое фантазия художника? Если объяснять это очень просто то, наверное, это его способность придумывать что-то в своём сознании. Но ведь каждый человек - и не художник, способен в своём сознании что-то придумывать. Правильно, люди наделены способностью: думать, придумывать, фантазировать, сочинять. Мыслительная деятельность, это неотъемлемая часть человеческого сознания, человеческой жизни. Этим нас наделила природа.
Но в том-то и дело, что ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФАНТАЗИЯ, это такое свойство человеческого разума, которое позволяет человеку создавать особую форму выражения своих мыслей и чувств, которую мы называем ИСКУССТВОМ.
Художественная фантазия даёт право художнику на творчество. А творчество - это свобода выбора, и свобода методов и приёмов, объясняющих или поясняющих свой выбор. Художник хочет ТАК.
Его мысли направлены на такое решение. Его выбор, отвечает его желанию - он, ТАК видит, чувствует и делает. Как можно всё это запретить художнику? Невозможно, нельзя, недопустимо!
Некоторые зрители, отвергая «Чёрный квадрат» Малевича, как произведение искусства, забывают о том, что ведь и Иван Иванович Шишкин, создавая свои пейзажи, на картинной плоскости, тоже фантазировал. И ещё как!
Но, его художественные фантазии, старались, как бы окунуть зрителя в иллюзию настоящего, старались доставить его глазам удовольствие, от увиденного. У Шишкина, было своё художественное видение. Он считал, что изображение на плоскости, должно напоминать зрителю, то настоящее, что он видит в реальной жизни. Шишкин, так думал об изобразительном искусстве, таким видел его предназначение и его художественные фантазии находились в пределах того реального мира, той настоящей природы, которую он видел, любил и писал.
Малевич был художником другого художественного видения. Он обладал другими взглядами на искусство, на его роль и значение. Он считал, что искусство должно будить мысль, фантазию, образное видение человека. Он придумывал свои картины, исходя из своих СОБСТВЕННЫХ художественных убеждений.
Я, неспроста написал слово «собственных» с большой буквы. Этим я подчеркнул то значение, которое я придаю праву художника мыслить свободно, мыслить и изображать, как он хочет, и что он хочет.
Художник имеет право на любую художественную фантазию, если при этом он никого не обижает, не оскорбляет, никому не делает больно. Своим «Чёрным квадратом» Казимир Малевич никого не обидел, не оскорбил, не унизил.
Да - он заставил думать, спорить, не соглашаться, заставил размышлять и придумывать разные, порой, простите меня, даже глупые толкования своей картины, но он не сделал плохо - ни искусству, ни зрителю. И потом, немало художников видят образы, используя свою весьма своеобразную художественную фантазию и подобно Малевичу, создают свои «непонятные» картины. В мировом изобразительном искусстве, их великое множество и они спокойно в нём живут и существуют. Просто каждый зритель, выбирает для себя сам и это, тоже правило, и его мы тоже не будем забывать.