В соседней с нами Украине есть такой исторический регион – Галиция, которая иногда так и называется – Западная Украина, поскольку расположена понятно где. Нам она внезапно стала очень хорошо известна из-за событий последних лет. В седой древности это была часть Киевской Руси, но в 14-м веке эта земля попала под власть Польши, да так и оставалась в таком состоянии почти до нашего времени.
Соответственно, с историей у них не густо, но после получения Украиной независимости западенцы ради понта тоже стали рядиться в казаки, хотя никакого казачества тут не имелось – банально поляки не допускали. Тем не менее, утверждать, что казаков здесь не было вообще никогда – значит сильно кривить против правды, поскольку исторические сведения говорят совсем иное.
История донского и запорожского казачества, вероятно, стартует еще в золотоордынскую эпоху, однако, о первых веках существования этих военизированных объединений нам ничего не известно за отсутствием письменных источников. Но в 16-м столетии Сечь и Дон представляют из себя уже очень серьезную силу – во многом, именно из-за того в это время феодальная эксплуатация крестьянства на Руси и в Речи Посполитой усилилась.
Дело было примерно так. В среднем течении Днепра, рядом с которым, вообще-то, находились татарские кочевья, издавна оставалась какая-то доля славянского населения, которое жило тем, что удило рыбу и било зверя. Эти люди толком никому не подчинялись, но поддерживали связи с расположенной неподалеку Малой Русью. В 16-м веке польско-литовские магнаты, многие из которых еще оставались православными, почувствовали себя достаточно сильными, чтобы вновь заселить почти заброшенные из-за кочевников земли нынешней центральной и Левобережной Украины.
Наиболее активными сторонниками этой политики были князья Вишневецкие, в том числе и знаменитый Ярема, могущественный враг Хмельницкого. Они брали людей со своих западных владений, Галиции и Волыни, и отправляли их на восток. Многие крестьяне, не удовлетворенные такими раскладами, бежали от угнетения на Сечь. Да и шляхтичи, как православные, так и католики, что проштрафились перед государственной властью тем или иным способом, часто поступали таким же образом.
Когда монархи Речи Посполитой осознали, что эту шайку неплохо бы поставить на свою службу, они назначили некоторым особо верным запорожцам свое жалование и создали так называемое реестровое войско. В 1581-м году, при Стефане Батории, в нем несло службу 500 казаков, 114 из которых были родом с Западной Украины, а именно из Галиции, Волыни, Подола и Холмщины.
Помимо рядовых станичников, были у войска и высокопоставленные лидеры из украинской православной шляхты, которые родились и имели поместья на территории Западной Украины. Примеров – куча. Взять хотя бы Ивана Сирко, автора того самого письма турецкому султану, который был родом из Винницы; Петр Сагайдачного из городка Самбор подо Львовом, гетмана всего Войска Запорожского; Ивана Брюховецкого из самого Львова, ставшего предводителем запорожцев при московской власти; и даже отец самого Богдана Хмельницкого тоже происходил с запада.
Конечно, когда польская власть в Галиции усилилась, а запорожцы перешли на сторону русского царя, пополнение войска уроженцами этого региона практически прекратилось. А после того, как эта земля перешла во владение Австрийской империи, западные украинцы и вовсе оказались в положении забитого крестьянства. Но тем не менее, на раннем этапе формирования днепровского казачества, западенцы приняли в этом процессе очень весомое участие.