Найти в Дзене

Дни недели (для детей 4-6 лет) - на что опираться в объяснениях и как показать их наглядно

Оглавление

Продолжаю свой небольшой цикл про развитие временных понятий. В этом материале речь пойдет о развитии у ребёнка понимания дней недели и ориентации в них.

Вчера/сегодня/завтра (4-5 лет)

Прежде чем учить непосредственно названия дней недели, ребёнку стоит освоить именно эти понятия. Он может с ними справиться, если уже хорошо ориентируется во времени суток (день, ночь и прочее).

Так как с детьми весьма абстрактные временные понятия проще всего прорабатываются через ассоциации и запоминающиеся события, в объяснениях стоит опираться именно на них, например: "Вчера мы ходили к бабушке в гости. Сегодня мы печём торт. Завтра мы поедем гулять в парке."

Бывает так, что запоминающихся событий в жизни немного и их трудно так связать. В таком случае вы можете сами попробовать создать что-то интересное. Купите три киндера (на самом деле можно что угодно, лишь бы была индивидуальная упаковка). Один из киндеров дайте ребёнку. На следующий день расположите на видном, но недоступном без помощи взрослого, месте обёртку от съеденного киндера и подпишите её "Вчера", а два других киндера, соответственно, "Сегодня" и "Завтра". Объясните ребёнку, что киндер "Вчера", он уже съел, поэтому на его месте только обёртка. Сегодня можно только киндер, который подписан словом "Сегодня". А завтра он получит тот, что с надписью "Завтра".

Также, неплохо работают объяснения с опорой на время суток (поэтому ребёнку и важно прежде всего ознакомиться с ними). Например: "Ты лёг вчера вечером спать. Прошла ночь и утром наступило сегодня.".

Если словесных ассоциаций недостаточно, надо подключать наглядные. На выручку приходят:

  • Календарь с курсором: каждый прошедший день (вчера) зачеркиваете красным крестом, настоящий день (сегодня) будет выделен курсором, а будущий (завтра) будет ожидать своей очереди;
  • Отрывной календарь: тоже удобен своей наглядностью. Один листок - это один день. Ребёнок каждое утро может сам отрывать "вчера", чтобы наступило "сегодня" и ждать "завтра", чтобы оторвать ещё один лист.

После усвоения этих понятий, можно переходить к тесно связанным с ними дням недели.

Дни недели (5-6 лет)

Легче всего начать изучать с делёжки на рабочие и выходные дни. Лёва, например, именно так и начал постигать где какой день: он ориентировался на то, что если не надо в садик и папа дома, а не на работе, то значит это суббота. Если уже был такой же день, значит это второй выходной - воскресенье.

С остальными днями тоже легче всего работать через объяснения на примерах того, что ребёнок делает в течение недели. Например, вы можете опираться на: "По средам и пятницам мы ходим к логопеду", "В четверг посещаем рисование" и т.д.

Также наглядно показать последовательность дней и выучить их можно при помощи такого стихотворения и картинки:

из открытых источников
из открытых источников

Если вы видите, что одних только разговоров недостаточно, могут помочь игры на запоминание. Можно:

  • Бросать мячик друг другу, называя поочередно дни недели

После простого заучивания можно усложнить: например, бросать с вопросом "Какой день после пятницы?" - так вы заставите ребёнка не только повторять выученное по инерции, но ещё и думать, действительно ориентируясь во времени.

  • Расставлять вагончики в правильном порядке

Вот замечательный готовый шаблон, который можно сохранить, распечатать, вырезать и раскладывать с ребёнком по порядку.

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Когда ребёнок научится раскладывать всё в верном порядке, игру можно усложнять. Например прятать вагончик и спрашивать какого дня не хватает.

Можно устраивать путаницу - соедините вагоны неправильно и скажите, что вам требуется помощь ребёнка, так как машинист всё перепутал.

  • Недельный циферблат - можно смастерить из картона подобную наглядную игрушку, которая поможет ребёнку и отработать дни недели, и понятия вчера/сегодня/завтра. Опционально можно добавить ещё стрелочки "Послезавтра" и "Позавчера".
-3

Как видите, способов и объяснить, и наглядно показать такие абстрактные понятия, довольно много. Надеюсь, что-нибудь из них вам пригодится.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как учить ребёнка определять время по часам? Понятные и доступные методы

Времена и месяца года - рассказываю, как мне удалось объяснить их смысл ребёнку (для родителей детей с аутизмом и алалией)

Развитие пространственного мышления у детей от 0 до 7 лет