В жилищно-коммунальном комплексе многие вопросы, связанные с инновационно-инвестиционной привлекательностью отрасли и активизацией такой деятельности, которые еще не решены.
Несмотря на то, что в последнее время отмечается рост объема жилищного строительства во многих регионах России, положительная тенденция активизации инвестиционной деятельности в жилищной сфере пока не затронула коммунальную отрасль. Сегодня инвестиции в ее инфраструктуру и инновационные проекты по-прежнему сопряжены с высоким риском. Региональная практика пока дает только уникальный опыт проб и ошибок.
Функциональная роль жилищно-коммунального хозяйства в системе социально-экономических отношений
В настоящее время определяется критерий идентифицирования сущности жилищно-коммунального хозяйства с точки зрения участия тех или иных видов деятельности в создании ВВП, объединяющем производственную принадлежность элементов в реальном секторе. Комфортное жизнеобеспечение населения влияет на решение важных задач, включающих в себя не только управление различными объектами жилищного фонда, относящимися к жилой застройке, но и совершенствование инфраструктуры коммунального хозяйства, что требует комплексного подхода в обеспечении высокого качества услуг на различных уровнях.
Определение жилищно-коммунального хозяйства как важного элемента реального сектора выдвигает ряд экономических проблем, из которых ключевой считается проблема тарифного ценообразования, требующая согласования интересов трех основных субъектов национальной экономики, участвующих в процессе оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства: бизнеса, потребителей и государства.
Органы власти различных уровней, провозглашая курс на демонополизацию отрасли, признают необходимость консолидации государственных и частных инвестиций, однако регулирующими органами не вполне сформирована нормативно-правовая база для организации инвестиционной и инновационной деятельности. В регионах инвестиции воспринимаются как форма осуществления права доступа к аренде коммунальных объектов. Нет четкого понимания о сроках и механизмах возврата вложенных средств.
Другая проблема заключается в том, что в ЖКХ политические факторы часто более значимы, чем экономические. Для реализации масштабных инвестиционных и инновационных программ, увеличения объемов инвестирования необходимы дополнительные гарантии возврата вложений. В связи с этим надо решить ряд ключевых проблем коммунального сектора, тормозящих его развитие.
Основой для участия бизнеса в ЖКХ сегодня выступают договоры аренды. Механизм арендных отношений уже начал работать, однако по-прежнему затруднен переход от краткосрочных договоров к долгосрочным, наличие которых фактически является одним из существенных условий вложения инвестиций.
Предприятия, обеспечивающие жилищно-коммунальные услуги, с целью максимизации прибыли своего бизнеса оказывают качественные жилищно-коммунальные услуги населению. К ним относят следующие субъекты народного хозяйства:
1) Энергетические предприятия: различные типы распределительных сетей (электрические, газовые и тепловые), котельные, различные типы электростанций, газовые станции, обслуживающие населенные пункты;
2) Санитарно-технические предприятия: инженерные системы по водоснабжению, канализации, предприятия по уборке территорий населенных пунктов; санитарная уборка жилых домов, бань, бассейнов, прачечных);
3) Транспортные предприятия: городской общественный пассажирский транспорт, потребители которого включают население, различные предприятия и учреждения народного хозяйства, нуждающиеся в жилищно-коммунальных услугах.
Стоит отметить, что в настоящее время предусматривается создание и утверждение инвестиционной программы организации коммунального комплекса в связи с принятыми нормативными актами, касающимися регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Это означает переход от рассеянных единичных инвестиционных проектов к комплексным программам инфраструктурного развития территорий. Вместе с тем, многие параметры этого процесса не считаются доработанными, поскольку мы не можем наблюдать связь инвестиционных программ с долгосрочными тарифными решениями; кроме того, не утвержден формат договора, который органы местного самоуправления или частные инвесторы должны заключать с организациями коммунального комплекса для реализации инвестиционной программы; также не конкретизирован вопрос защиты интересов сторон в случае досрочного расторжения договора и прочие проблемы.
В данный момент мы можем наблюдать всего два источника возврата инвестиций, оценивая их с правовой точки зрения. К ним относятся прибыль организаций ЖКХ и целевые бюджетные ассигнования. Издан ряд нормативно-правовых актов, позволяющих организациям коммунального комплекса формировать эти источники за счет инвестиционной надбавки к тарифам; целевого бюджетного фонда; дохода от сокращения издержек (при условии фиксирования уровня удельных затрат в тарифе, что требует отдельного соглашения с тарифорегулирующими органами в рамках предельных уровней тарифов); платы за подключение к сетям инженерной инфраструктуры; реинвестирования арендной платы; продажи сформировавшейся собственности в составе недвижимого имущества.
На первый взгляд представляется, что имеется множество источников и форм для возврата вложенных средств, однако организовать их обратный поток весьма проблематично, поскольку инвестиционную надбавку устанавливают региональные регулирующие органы, плату за подключение к сетям – муниципальные регулирующие органы. При этом снижая собственные политические риски, каждый пытается свести свои тарифные надбавки к минимуму. В итоге инвестору приходится взаимодействовать одновременно с муниципальными и региональными органами власти с целью реализации возможности обеспечить возврат вложений.
Кроме того, не решены вопросы собственности объекта, построенного на средства частного инвестора. Одна сторона считает работы, произведенные за счет тарифных составляющих, собственностью коммунальной организации, другая – собственностью муниципальных органов власти.
Некоторые сложности возникают из-за отсутствия методики расчета платы за подключение к сетям. Так и остается нерешенным момент о том, кто является получателем тарифа, кто аккумулирует эти средства и как они потом расходуются. Существующая система тарифного регулирования в ЖКХ сдерживает развитие инвестиционных процессов. Ограничения по предельным уровням тарифов на коммунальные услуги не согласуются с рыночным ростом цен на основные составляющие в себестоимости услуг. Отсутствует возможность долгосрочного тарифного регулирования.
Другой проблемой является урегулирование вопроса о долгах коммунальных предприятий, накопленных в предыдущие периоды. Муниципальные коммунальные предприятия обременены долгами, некоторые из них находятся на стадии банкротства или близки к ней. Долги остаются серьезным препятствием для развития бизнеса.
В целом в отрасли отсутствуют экономическая модель и стандарты стабильной финансово-хозяйственной деятельности. Все это в совокупности определяет неблагоприятную инвестиционную среду в ЖКХ, особенно для импакт-инвесторов. Коммунальная отрасль пока еще не готова к получению инвестиций, а инвестиционная база ЖКХ рассчитана на небольшие проекты, но при этом сроки восполнения и возврата таких некрупных вложений могут быть растянуты на значительный временной период.
Источники:
https://www.habitat.org/sites/default/files/housing_review_2015_full_report_final_small_reduced.pdf
https://www.matec-conferences.org/articles/matecconf/pdf/2018/29/matecconf_spbwosce2018_01050.pdf
https://scieuro.com/wp-content/uploads/2017/01/95-104.pdf
https://roscongress.org/en/materials/chastnye-investitsii-v-zhkkh-problemy-i-resheniya/
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13630
Автор: Глотова Елизавета, IxD Capital
Все актуальные новости в мире импакта, устойчивого развития и smart-финансов на нашем официальном Телеграм-канале IxD Capital “IxD Capital | Impact Channel”: https://t.me/ixdnews
#ixdcapital #impact #impinv #impactinvesting #innovation#импактинвестиции #цур #ecofriendlyliving #services #savetheearth #impinv