Саратау – «желтая гора»
Известно, что большинство исследователей – один из двадцати (шучу, конечно) – считают, что название города Саратов происходит от тюркского выражения «сары тау», что переводится «желтая гора».
В Саратовской области сменяли друг друга и сосуществовали разные народы, которые даже относятся к разным языковым группам. Я нашла в сети удивительную книгу, в которую просто влюбилась – «Топонимический словарь Саратовской области», автор С. Б. Козинец, книга издана в Саратове в 2015 году.
Тюркоязычные народы заселяли территорию нынешней Саратовской области с IV века нашей эры, сменив скифов и сарматов. В IV в. на территорию нашего края вторглись гунны, ушедшие впоследствии на запад, потом авары, хазары, печенеги и половцы, а с XIII – татары. Миграция западно-тюркских кочевников периодически, волнообразно наблюдается в Поволжье в течение IV–V вв., VII–X вв., XI в., XIII–XV вв..
Территория нынешней Саратовской области представляла собой с XI по XVI века территорию западно-тюркских юртов, границы которых определялись водоразделами больших и малых водоемов. В русских деловых бумагах конца XVI– начала XVII века мы встречаем, например, Иргизский юрт, Баландинский юрт. Юрты у кочевников назывались, как правило, по племени или по родо-племенной группе, которая занимала данную территорию.
Названия водоемов Саратовского края не случайно имеют тюркоязычную основу и повторяются в притоках реки и в параллельных малых речках: Карамыш – Голый Карамыш и Лесной Карамыш, Карабулак – Сухой Карабулак, Карай – Мокрый Карай или: Большой и Малый Тарлык, Большой и Малый Караман, Большой и Малый Узень, Большой и Малый Иргиз. Так закреплялись речные бассейны за отдельными юртами.
Вот другие тюркоязычные названия рек в Саратовской области:
- река Алай (тюрк. алай «жилое обитаемое место»),
- река Алтата (алтата по-татарски – «шесть мужчин»),
- река Иргиз (тюрк. ырг «крюк»),
- село Балтай (балта по-татарски «топор»),
- поселок Шиханы (тюрк. шиханы «холм, бугор»),
- местность Аркадак (тюрк. арка «спинной хребет»),
- река Донгуз (тюрк. донгуз «кабанья». Такое название, вероятно, связано с ее мелководьем),
- река Караман (тюрк. караман «черная даль»),
- реки Большой и Малый Кушум (тюрк. «птица») и многие другие.
Саратав – иранский тюркоязычный народ
Есть и другие версии происхождения названия Саратов.
Л. Г. Хижняк в статье «Ирано-тюркский элемент «сар-» в топонимии Саратовского края» пишет, что слово Саратов первоначально обозначало урочище, которое своими границами имело Саратовские венцы (горы, окружающие современный город с трех сторон). Это слово было усвоено русскими людьми, возможно, уже в XV веке от ногайцев.
Поволжские земли в XV–XVI веках от устья Камы до Астрахани были землей ногайских кочевок. Причем звучание этого имени в кыпчакско-ногайских языках должно было оканчиваться звуком, похожим на в: Сары-тав (в кыпчакско-ногайских диалектах *Сара-тав*).
В такой огласовке имя урочища легко вписывалось в восточнославянскую модель именований городов на -ов, -ев (типа Ростов, Ржев) как имя с безударной концовкой (при аканье).
Название *Сара-тав˚* изначально могло восходить к этническому названию родо-племенной группы тюркизированных иранцев, кочевья и поселения которых отмечались в Поволжье с периода Хазарского каганата.
Что можно найти в исторических источниках по этому поводу?
Древний народ saratae упоминается александрийским ученым II века н. э. Птолемеем при исчислении народов Западной Азии. Возможно, во время миграции западнотюркских кочевников в Поволжье (и через Поволжье) (в XI–XIII веках) народ *саратав˚* или *сарат-тав˚* (отдельные родо-племенные группы) мог какое-то время обитать и на нашем волжском берегу. (Этот народ оставил свои «следы» не только в Поволжье: в Одесской области, на Украине, есть речка Сарата и населенный пункт на ней – тоже Сарата; во Франции – река, город и департамент Сарта).
Родоплеменная группа *саратав* могла прийти на берега Волги в дозолотоордынский период миграции западнотюркских народов, т. е. до середины XIII века, поскольку в перечнях западнотюркских этнонимов XIV–XVII веков это этническое имя уже отсутствует.
Многочисленные этнические имена кыпчакских родо-племенных объединений, включающие основу сар- (сарык, сарыш, сары-уйсун, сарыногай, кой-сары, кул-сары / кур-сары, ак-сары/ ак-сара, сарай и др.) отражают те процессы объединений, ассимиляций, которые происходили в периоды миграций (великого переселения народов) в зонах контактов иранских и тюркских племен.
Исторические исследования свидетельствуют, что сары / сара – тюркизированные, кыпчакизированные иранские в прошлом племена, близкородственные, по всей вероятности, сартам, которые характеризуются тюркологами как смешанный этнографический тип: от древних иранцев и тюрко-монголов.
Тюркизация шла в I тысячелетии н. э. Опираясь на работы лингвистов-тюркологов, можно предположить, что сары / сара и сарт – это разные звучания обозначения народа европеоидных тюрков, ирано-тюркоязычных кочевников, которые, как отмечают историки, рано начинают переходить к полукочевому и оседлому хозяйству, строить большие города-крепости – центры родоплеменных объединений.
Таким образом, корни имени *Саратав˚* *Сарат-тав˚*/ *Сарат-тау* означают племя тюркизированных иранцев, которое возникло в результате ассимиляции (слияния) древнего иранского рода и древнего тюркского. Это были рыжеволосые люди (отсюда и *сары / -а* – ‛рыжий, светлый’), с голубыми глазами, европеоидными чертами лица; их язык включал сочетание элементов тюркского и иранского языков, они поселились на горной стороне Волги (отсюда – тау / тау˚/ тав˚ – ‛гора’).
Есть и другие версии, но эти две – самые популярные.
Некоторые топонимы Ульяновской области
Няньга и другие мордовские названия рек в Поволжье
Названия рек по названиям племен в Поволжье
Почему озеро называется Эльтон?